9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon (Harmensz, Harmes) van Rijn) - голландский живописец, офортист и рисовальщик - величайший художник Голландии.
Рембрандт родился 15 июля 1606 года (дата его рождения точно не известна)
Рембрандт
1) «Автопортрет» 1629
У Рембрандта огромное количество автопортретов (ок. 100)
Что стоит за этим интересом к автопортретам?
Во-первых, конечно, интерес к портрету, к человеку вообще.
Но с другой стороны, интерес хальсовского уровня: что есть творец, что есть художник? Проблема творческого Я.
В 1632 Р. приезжает в Амстердам. В первый амстердамский период Р. окунается в художественную жизнь страны, заявляет о себе как талантливый портретист. Он женится на Саскии ван Эль-чего-то-там, девушке из богатой патрицианской семьи. Брак удачный, деньги есть, всё хорошо. Р. собирает коллекцию экзотических вещей.
2) «Автопортрет с Саскией на коленях»
В портретах близких людей Р. более свободен. Чувствуется внутренний подъём, какое-то барочное чувство, эмоциональность. Не забываем, что в Голландии барокко нет! Картины того времени можно определить, как "бюргерское барокко".
В общем и целом, здесь снова тот же принцип тёмного фона и потока света, но свет здесь выполняет иную функцию, нежели чем у Караваджо. Свет здесь помогает передать эмоции. Плюс, появляется один из излюбленных приёмов Р.: красное пятно.
3) «Флора»
Это он так жену изобразил, ту самую, Саскию ван что-то. Тут проявился интерес к экзотике.
4) «Пир Валтасара»
Валтасар был последним вавилонским царём. Он проводил жизнь в пирах и разных увеселениях и совсем не думал о государственных делах. Во время одного из пиров появилась рука, чертящая таинственные знаки, а на следующий день погиб Валтасар и пал Вавилон.
Свет здесь освещает испуг, удивление. Резкие, энергичные композиционные приёмы. Р. ещё не нашл свой путь, свою линию. Но он ставит важные проблемы - проблемы власти и долга.
5) «Даная» 1636
Ну вот он и дошёл до мифологии, куда ж без неё. Здесь нет идеальности, смотрите: мордашка страшненькая, пузянчик свисает, волосёнки жиденькие, одним словом, жуть с ружьём. Но это неважно! Важно внутреннее преображение героини. Ей ведь явился Зевс в виде золотого дождя! Внешняя некрасивость уходит на второй план, появляется интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальности, а не к идеальности.
6) «Ночной дозор» 1642
На самом деле он никакой не ночной. Просто в 18ом веке картина потемнела. А изначально она называлась "Изображение стрелковой роты капитана Баненга Кока". То есть, Р. на свою голову взялся за групповой портрет. Почему на свою голову? Потому что он всё сделал не так, как хотели заказчики.
Дело в том, что у Р. в 1642 при родах умерла любимая жена. Это для него стало катастрофой. Очень многое изменилось в его взглядах на мир. Он решил, что не хочет больше писать по заказу. Он хочет выражать в своих произведениях то, что ему хочется. А его интересы резко отличались от интересов голландского быдла.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве XVII века
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко
- 3. Скульптура итал. Барокко. Синтез искусств в барокко. Творчество л.Бернини
- 4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество я.Вермера.
- 9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
- 10. Особенности испанской живописи конца 16-17 веков
- 11. Творчество Веласкеса
- 12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
- 13. Франц. Живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена
- 14. Живопись Франции перв. Половины – середины 18 века. Творчество Ватто, Шардена
- 15. Франц.Искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида
- Архитектура рококо
- Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Скульптура и архитектура Франции сер-вт.Пол. 18 века (см. 15)
- 17. Искусство Италии 18 века
- Живопись
- 18. Искусство Англии 18 века