11. Творчество Веласкеса
Родригес де Сильва Веласкес; Rodriguez de Silva Velasquez (Velazquez)] Диего (1599, Севилья - 1660, Мадрид), исп. художник, один из величайших мастеров европ. и мировой живописи. Сын дворянина португ. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. галерея, Лондон; «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид; «Явление Христа в Эммаусе», ок. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. сюжет представлен как жанровая сцена и написан под сильным влиянием Караваджо, с резкими контрастами освещения, натурализмом в передаче различных фактур, провоцирующей динамикой жестов. Получив диплом мастера гильдии художников Севильи, в 1623 г. В. перебрался в Мадрид, где благодаря высоким покровителям и удачно выполненному портрету молодого монарха стал придворным живописцем. Для его профессионального роста решающими оказались знакомство с королевской коллекцией старых мастеров, прежде всего итал. художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651).
В 30-х гг. XVII в. наряду с быстрой адм. карьерой В. достиг больших успехов в живописи. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. полководцу ключей от голл. крепости. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии», изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных.
На портретах В., к-рые были основным жанром в его творчестве, представлены не только правящая семья, но и необычные персонажи, напр. придворные шуты. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. 1644, Прадо, Мадрид). при скупости цвета приемы, используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого.
Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал. портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац. галерея, Лондон). Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок. 1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), где жаркая колористическая гамма, свободная техника мазка подчеркивают психологизм в воспроизведении сложной личности. Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок. 1660, Прадо, Мадрид), а также сюжетные картины предстают вершиной не только его личных достижений, барочной культуры Испании периода Контрреформации, но и всего опыта европ. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид; фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали, иллюстрирующая миф об Арахне) и неск. планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Картины В., скрытые в королевских дворцах и мало известные современникам, имели огромное влияние, напр. на творчество Ф. Гойи и художников XIX в., стоявших у истоков реализма и импрессионизма в европ., прежде всего франц., живописи (Э. Мане).
Стремится делать краски более светлыми
Создание портретов – главное в творчестве Веласкеса, поскольку он живёт при дворе короля Филиппа IV. В придворной иерархии он занимал особое положение: дворянского титула у него не было, но король боготворил его и со временем продвинул до гофмаршала!
Тем не менее В. чувствовал себя связанным. Он был ограничен в возможностях выезда из Мадрида, поэтому впечатления от придворной жизни у него оказывались довольно узкими. Но обернулось это невероятной глубиной в его творчестве.
Его портреты беспощадно реалистичны. Он придерживался канонов, но показывал людей просто людьми. В. умел ухватить в человеке чуть, не раздражая при этом заказчика.
1) «Вакх»
Бог спустился в компанию пьяниц, так что бродяги становятся его спутниками. Художник решает проблемы мифа, выхода за рамки портрета. 2 уровня – божественный и земной – их художник связывает. Единство создаётся за счёт того, что герои помещены в природу, пейзаж.
2) «Аполлон в кузнице Вулкана»
В 1627г. в Мадрид приезжает великий Рубенс и проводит там несколько месяцев. Он был ведь ещё и дипломатом, а Фландрия зависела от Мадрида. Скорее всего, Р. и В. тесно общались и Р. уговорил короля отпустить своего придворного художника в Италию. Официально В. поехал для собрания коллекции для короля. На деле он, конечно, объехал все художественные центры.
По этой картине видно влияние Рубенса ещё до поездки Веласкеса в Италию.
Сюжет: Жена Вулкана изменяет ему с Аресом. Мы видим тот момент, когда Аполлн только сообщает об этом Вулкану.
СВЕТО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА создаёт целостность, что свидетельствует о спряжении высокого мира и земного. Простые люди – спутники и работники Вулкана – тоже возвышенны, их тела облагорожены. Целостная модель мира, возвышение простого и немножко опущение божественного.
3) «Сдача Бреды»
Картина начала 1630х гг. – после возвращения из первой поездки в Италию. ОДИН ИЗ ШЕДЕВРОВ.
В. получил от Филиппа IV заказ на оформление королевского дворца. Сюжет – показать победы испанцев за последний век. Вообще, испанцы побеждали мало. В. берёт с.жет из войны Испании и Голландии. 9 провинций восстали против Габсбургов и завоевали свободу, только Фландрия осталась зависимой. Испанцы проиграли. За всю войну была только одна победа – взятие крепости Бреды. Т.о., в центре исторические персонажи. Проигравшие голландцы передающие ключи от крепости испанскому предводителю, не выглядят униженными.
Это НОВАТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в том, как В. выполнил картину на исторический сюжет. Раньше победители и побеждённые изображались так, что сразу было видно, кто есть кто, и присутствовали Божественные силы, помогавшие победителям. Здесь мы видим двух абсолютно равных соперников. Одна победа – лишь историческая закономерность.
В. показывает земное, убеждает. Создан единый образ мироздания.
Сюжет вписан в удивительный по масштабности пейзаж. И в этом гигантском мире человек не унижен, не раздавлен, он значим.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве XVII века
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко
- 3. Скульптура итал. Барокко. Синтез искусств в барокко. Творчество л.Бернини
- 4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество я.Вермера.
- 9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
- 10. Особенности испанской живописи конца 16-17 веков
- 11. Творчество Веласкеса
- 12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
- 13. Франц. Живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена
- 14. Живопись Франции перв. Половины – середины 18 века. Творчество Ватто, Шардена
- 15. Франц.Искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида
- Архитектура рококо
- Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Скульптура и архитектура Франции сер-вт.Пол. 18 века (см. 15)
- 17. Искусство Италии 18 века
- Живопись
- 18. Искусство Англии 18 века