4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
Живопись в это время стремится преодолеть маньеризм. Об искусстве начинают спорить – флорентийцы отдают предпочтение рисунку, венецианцы – цвету. Потом стали спорить о болонце Аннибале Карраччи и миланце Караваджо.
Академизм – направление в котором работали братья Карраччи (1560-1609). Это «Академия вступивших на правильный путь» - они отличались от того, что было вокруг. Туда брали учеников, занимались их подготовкой. Появляется стремление к теории. Существует особая мера обобщенности человека и мира. Искусство создает на основе разума, идеалов классики и позднего Возрождения. Карраччи к ним стремился. Он полагал, что необходимо вернуть в живопись спокойную красоту рафаэлевских образов. Художественные академии и школы взяли его само за образец.
Оплакивание Христа («Пьета») - Карраччи сознательно делает фон очень темным. Погружение во тьму значимо. Но есть невидимое свечение (сзади). Нет тщательных подробностей, идет целостность именно за счет темноты. Он сознательно избегал надрыва в изображении смерти и боли.
«Пейзаж с бегством в Египет» – сюжет, герои приближены к нам. В Возрождении всё было в глубине, это фон. Но тут решающую роль играет пейзаж. Масштабы человека и мира несоизмеримы. Мир бесконечен, грандиозен. Карраччи опирался на классику, но эмоции, отношение – другое.
Палаццо Фарнезе – украшено фресками Карраччи. В качестве сюжета взяты «Метаморфозы» Овидия. Есть видимость логики, но важнее втягивание нас, зрелище и динамика.
О болонском академизме сложно сказать, чего больше – классицизма или барокко. Это синтез.
Караваджо (1573-1610) – становление пейзажа и натюрморта. Он стремился к правде в искусстве, он не боялся изображать безобразное. Он хотел покончить со всеми условностями и творить заново, с чистого листа. Даже к евангельским сюжетам он подходил очень прямолинейно. Световой поток, светотень не растушевывает формы, а наоборот, делает их более объемными. Караваджо много думал.
«Вакх» - всё красиво, но есть налет бренности, быстротечности. Появляются символические смысла. У вакха грязные ногти.
«Неверие апостола Фомы» - до него так никто не изображал апостолов. Они грубоватые, морщинистые – простые мужики. Открывается направление реализма, но реальность эстетизируется, к ней начинают относиться как к некой ценности. Караваджо приближает персонажей к нам, пространство картины тёмное.
Гвидо Рени («Аврора») – примкнул к академизму. Напоминает Рафаэля. У него тоже есть некие программные идеалы, как и у его предшественника.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве XVII века
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко
- 3. Скульптура итал. Барокко. Синтез искусств в барокко. Творчество л.Бернини
- 4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество я.Вермера.
- 9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
- 10. Особенности испанской живописи конца 16-17 веков
- 11. Творчество Веласкеса
- 12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
- 13. Франц. Живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена
- 14. Живопись Франции перв. Половины – середины 18 века. Творчество Ватто, Шардена
- 15. Франц.Искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида
- Архитектура рококо
- Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Скульптура и архитектура Франции сер-вт.Пол. 18 века (см. 15)
- 17. Искусство Италии 18 века
- Живопись
- 18. Искусство Англии 18 века