logo
Ответы на билеты

4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи

Живопись в это время стремится преодолеть маньеризм. Об искусстве начинают спорить – флорентийцы отдают предпочтение рисунку, венецианцы – цвету. Потом стали спорить о болонце Аннибале Карраччи и миланце Караваджо.

Академизм – направление в котором работали братья Карраччи (1560-1609). Это «Академия вступивших на правильный путь» - они отличались от того, что было вокруг. Туда брали учеников, занимались их подготовкой. Появляется стремление к теории. Существует особая мера обобщенности человека и мира. Искусство создает на основе разума, идеалов классики и позднего Возрождения. Карраччи к ним стремился. Он полагал, что необходимо вернуть в живопись спокойную красоту рафаэлевских образов. Художественные академии и школы взяли его само за образец.

Оплакивание Христа («Пьета») - Карраччи сознательно делает фон очень темным. Погружение во тьму значимо. Но есть невидимое свечение (сзади). Нет тщательных подробностей, идет целостность именно за счет темноты. Он сознательно избегал надрыва в изображении смерти и боли.

«Пейзаж с бегством в Египет» – сюжет, герои приближены к нам. В Возрождении всё было в глубине, это фон. Но тут решающую роль играет пейзаж. Масштабы человека и мира несоизмеримы. Мир бесконечен, грандиозен. Карраччи опирался на классику, но эмоции, отношение – другое.

Палаццо Фарнезе – украшено фресками Карраччи. В качестве сюжета взяты «Метаморфозы» Овидия. Есть видимость логики, но важнее втягивание нас, зрелище и динамика.

О болонском академизме сложно сказать, чего больше – классицизма или барокко. Это синтез.

Караваджо (1573-1610) – становление пейзажа и натюрморта. Он стремился к правде в искусстве, он не боялся изображать безобразное. Он хотел покончить со всеми условностями и творить заново, с чистого листа. Даже к евангельским сюжетам он подходил очень прямолинейно. Световой поток, светотень не растушевывает формы, а наоборот, делает их более объемными. Караваджо много думал.

«Вакх» - всё красиво, но есть налет бренности, быстротечности. Появляются символические смысла. У вакха грязные ногти.

«Неверие апостола Фомы» - до него так никто не изображал апостолов. Они грубоватые, морщинистые – простые мужики. Открывается направление реализма, но реальность эстетизируется, к ней начинают относиться как к некой ценности. Караваджо приближает персонажей к нам, пространство картины тёмное.

Гвидо Рени («Аврора») – примкнул к академизму. Напоминает Рафаэля. У него тоже есть некие программные идеалы, как и у его предшественника.