5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
Фландрия – важнейший центр развития искусства. В Нидерландах было отношение к природе как к целому, а Италия внесла в это свою долю гуманизма (Италия – место, где сформировалось барокко). 1608 – подъем фламандской живописи.
Питер Паул Рубенс (1577 – 1640) – испытал на себе влияние и Карраччи, и Караваджо. В 1600 году приехал в Рим, впечатлился. Но волновали его не такие возвышенные сложные темы, как итальянцев. Он стремился передавать красоту вещей, окружающего мира. Вернувшись в Антверпен, он показал всю легкость своей кисти. Перенял масштабность итальянцев. Выполнял заказ для антверпенского собора.
«Воздвижение креста» – масштабная композиция на основе диагонального принципа – это удобный способ передать динамику, противоречивость бытия. Он выбирает сложные позы, сложные ракурсы. Фигуры организуют пространство. Светотень создает мощный контраст.
«Снятие с креста» – парная картина к «Возвижению». Перед нами четкая и цельная система самовыражения.
Рубенс обращается к мифу – «Похищение дочерей Левкиппа» - всеобщий круговорот. Световая, тональная и воздушная перспектива.
Вакханалия – люди слиты воедино. Это квинтэссенция барочной традиции.
Мадонна на троне со святыми – интерпретация темы Богородицы в барочном стиле. Величественный архитектурный антураж. Это мажорное, торжественное восприятие (связь с Тицианом). Есть динамичное движение вверх. В его композиции гораздо больше фигур, чем во всех предшествующих Мадоннах. Они расположены по изгибающейся кривой. Жизнь бьет через край.
Рождение Марии Медичи – из цикла картин, написанных по заказу. Ему часто доводилось бывать во Франции. Это 21 полотен, повествующие о жизни Марии Медичи. Важны события и их передача. Богатый антураж возносит, возвышает её. Центр окружен большим кол-вом фигур – много аллегорических смыслов: добро, разум, справедливость.
Портрет с Изабеллой Брандт на фоне куста жимолости – нет чрезмерности, преувеличенности. Есть тема радости и счастья. Отображено личное, интимное переживание.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы – загадочность, непостижимость и в то же время открытость.
Голова ребенка – (предположительно – дочь художника) – динамичность. Лицо дышит и трепещет живыми точками. Энергия не в написании роскошных нарядов, а в манере художника, в его кисти.
Кермесса – национальный праздник во Фландрии. Акценты смещаются. Мир человеческий изображен как действо – эмоциональное движение. Важно, что этот мир меньше, скромнее, чем мир природы. Есть интерес к бесконечности. Пейзаж пересечен пригорками – глаз проникает в глубину. Часть эмоционального напряжения уходит в исследование грандиозного мира.
Елена Фоурмен и её дети – в это время Рубенса интересует тема семьи, детей. Это его новая жена. Она нежная и трепетная. То же самое и в «Шубке» - он воспевает красоту, несмотря на темный фон.
Автопортрет – очень безжалостный. Рубенс болел.
6. Портрет в голландской живописи 18 века. Творчество Хальса
Протестантизм отказывается от визуальных изображений церковных мотивов, поэтому в протестантской Голландии мы их не найдем. Отсутствует интерес к мифологическим сюжетам. Формируется реалистическая доминирующая тенденция. 20-е годы – становление голландского искусства. 40 – 70 – расцвет. Возникает четкая система жанров.
Франц Хальс (1580 – 1666) – художник –портретист. Он ввел новые разновидности портрета, реформировал его.
Тяготел к групповым портретам
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Св.Георга – жители небольшого гос-ва гордятся тем, что любой бюргер – достойный человек – групповой портрет. Заказчиками подобных портретов были различные корпорации, скидывались на них обычно все. Кто-то из офицеров смотрит на нас, кто-то разговаривает. Композиция статична только на первый взгляд. Очень динамичная композиция, яркие цвета, пятна, контрасты.
Портрет Питера ван дер Бруке – это противоположность портрету ренессанса, где люди были изображены духовно-возвышенными. Здесь же человек обращается в первую очередь к нам «А вот такой я! А Я всем нравлюсь»
Веселый собутыльник – человеку весело, ему хорошо,он опять обращается к нам. Стирается граница между нами и человеком. Мазки сплавлены в единое целое.
Цыганка – техника свободного мазка. Перед нами не эскиз, а законченный портрет, образ
Регенты приюта для престарелых – Хальс обращается к психологичности, технологизму. Мир уже не так открыт, как раньше. Усложняются отношения между человеком и миром.
Портрет Виллема Круса – есть трагизм.
- 1. Понятие стиля в искусстве. Барокко и классицизм в искусстве XVII века
- 2. Стиль барокко в архитектуре. Архитектура итальянского барокко
- 3. Скульптура итал. Барокко. Синтез искусств в барокко. Творчество л.Бернини
- 4. Итал. Живопись кон. XVI – нач. XVII вв. Академизм и караваджизм в живописи
- 5. Искусство Фландрии 17 века. Творчество Рубенса
- 7. Голландская жанровая живопись 17 века. Творчество я.Вермера.
- 9. Творчество Рембрандта ванн Рейна – вершина европейского искусства 17 века
- 10. Особенности испанской живописи конца 16-17 веков
- 11. Творчество Веласкеса
- 12. Классицизм во франц. Архитектуре 17 века, его особенности
- 13. Франц. Живопись 17 века. Классицизм в живописи. Творчество Пуссена
- 14. Живопись Франции перв. Половины – середины 18 века. Творчество Ватто, Шардена
- 15. Франц.Искусство предреволюционной эпохи. Неоклассицизм в искусстве. Творчество Давида
- Архитектура рококо
- Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Скульптура и архитектура Франции сер-вт.Пол. 18 века (см. 15)
- 17. Искусство Италии 18 века
- Живопись
- 18. Искусство Англии 18 века