14.1. Понятие и основные виды библиографического обслуживания
Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. На наш взгляд, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Мы не будем отказываться от нормативно и официально утвержденного термина "библиографическое обслуживание", но дадим свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто "доведение библиографической информации до потребителей", а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности . Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.
В специальной литературе можно встретить термины, где слово "доведение" заменено на "обеспечение". Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина "библиографическое обслуживание". Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об "обеспечении библиографической информацией".
Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как "требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание". Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) "запрос - ответ". По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе.
Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса "запрос - ответ" необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия "запрос - ответ", т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.
Нам важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Используются и другие типологические критерии для систематизации действующих и возможных видов библиографического обслуживания. Так, по хронологическому признаку выделяют текущее и ретроспективное библиографическое обслуживание, по содержательному - библиографическое, документальное и фактографическое, по числу потребителей - индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и т.п.), по функциональному - рекомендательное и т.д. Современные информационные технологии открыли новые возможности для библиографического обслуживания, с чем связана тенденция, с одной стороны, к его универсализации, а с другой - растущему разнообразию самих запросов, форм и средств их реализации. В действующем ГОСТ 7.0-84 выделены два вида библиографического обслуживания - справочно-библиографическое и библиографическое информирование. Ими мы и ограничим в дальнейшем наше изложение.
- Раздел I. Теория библиографии
- Глава 1. Библиографоведение как наука
- Раздел I. Теория библиографии
- Глава 1. Библиографоведение как наука
- 1.2. Основные функции библиографии
- 1.3. Основные принципы библиографии
- 1.4. Объект и предмет библиографии и библиографоведения
- 1.5. Методология библиографоведения
- 1.6. Система базовых библиографических категорий
- 1.7. Библиографоведение и смежные науки
- Глава 2. Система современной библиографии как деятельности
- 2.1. Библиографическая типология как научная проблема
- 2.2. Опыты типологического моделирования библиографии
- 2.3 Основные типы библиографии
- 2.4 Типы библиографии, выделяемые по дополнительным признакам
- Глава 3. Библиографическая запись и система библиографических пособий
- 3.1. Понятие о библиографической продукции
- 3.2. Основные типы и виды библиографической записи
- 3.3. Основные типы и виды библиографических пособий и изданий
- 3.4. Особенности библиографических пособий, создаваемых на основе электронной технологии
- Раздел II. История библиографии
- Глава 4. Особенности исторического развития библиографии в россии
- 4.1. Методологические основы и значение истории библиографии
- 4.2. Периодизация истории библиографии
- 4.3. Особенности библиографического источниковедения и историографии
- 4.4. Типологическая модель источниковедения и историографии отечественной библиографии
- Глава 5. Особенности становления русской библиографии (XI-XVII вв.)
- 5.1. Первые опыты учетно-регистрационной (описательной) библиографии
- 5.2. Возникновение критической библиографии
- 5.3. Становление рекомендательной библиографии
- 5.4. Первый русский библиографический указатель
- Глава 6. Развитие русской библиографии в XVIII веке
- 6.1. Первые русские печатные библиографические пособия
- 6.2. Библиографическая деятельность академии наук
- 6.3. Возникновение библиографической журналистики
- 6.4. Первый опыт систематического библиографического указателя
- 6.5. Первые опыты создания репертуара русской книги
- Глава 7. Особенности развития функциональных типов библиографии
- 7.1. Государственная библиография
- 7.2. Критическая (научно-вспомогательная) библиография
- 7.3. Рекомендательная библиография
- 7.4. Возникновение и развитие библиографии второй степени
- Глава 8. Возникновение и развитие науки о библиографии
- 8.1. Начальные опыты отечественного библиографоведения
- 8.2. Первые библиографические теории
- 8.3. Библиографические взгляды русских революционных демократов
- 8.4. Формирование библиографоведения как относительно самостоятельной науки
- Глава 9. Создание репертуара русской книги периодической печати
- 9.2. Биобиблиографические опыты репертуара русской книги
- 9.4. Создание репертуара русской периодической печати
- Глава 10. Исторические особенности развития библиографии в советской россии
- 10.1. Первые библиографические мероприятия советской власти
- 10.2. Развитие государственной библиографии
- 10.3. Развитие научно-вспомогательной библиографии
- 10.4. Развитие рекомендательной библиографии
- 10.5. Развитие библиографии второй степени
- Глава 11. Развитие советского библиографоведения
- 11.1. Деятельность первых советских научных учреждений
- 11.2. I и II всероссийские библиографические съезды
- 11.4. Советское библиографоведение в 70-80-х годах
- Раздел III. Методика библиографии
- Глава 12. Организация библиографической деятельности в российской федерации
- 12.1. Государственная библиография
- 12.3. Рекомендательная библиография
- 12.4. Библиография второй степени
- Глава 13. Составление библиографических пособий
- 13.1. Основные этапы составления и их особенности
- 13.2. Особенности составления основных видов библиографической записи
- 13.3. Универсальные библиографические классификации
- Глава 14. Библиографическое обслуживание
- 14.1. Понятие и основные виды библиографического обслуживания
- 14.2. Справочно-библиографическое обслуживание
- 14.3. Библиографическое информирование