4.1. Методологические основы и значение истории библиографии
В свое время выдающийся исследователь истории русской библиографии Н.В.Здобнов писал: "Без рациональной теории не может быть и рациональной практики, а теория является результатом исторических обобщений коллективного опыта" [Цит. по: Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX в. 3-е изд. С. 9). (выделено автором. - А.А.Г.). В этой своеобразно выраженной философской формуле особенно хорошо показана роль истории как составной части любой науки, в нашем случае - библиографоведения. Действительно, без "исторических обобщений" настоящей науки, научно обоснованного развития данной отрасли общественной деятельности быть не может.
К настоящему времени в истории как всеобщей науке, специализированной для любой сферы деятельности, разработана своя методология. Обычно говорят об особом историческом методе, относительно которого имеется достаточно обширная литература вопроса. Сущность исторического метода заключается в положенной в его основание идее о развитии. Правда, в определении этой идеи до сих пор имеют место самые различные подходы. На наш взгляд, наиболее последовательно идея развития сформулирована в философских работах В.И.Ленина, в которых он пытался обобщить и по-своему интерпретировать теории предшественников (особенно Гегеля). Он выделил следующие характерные черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии: 1) развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высоком уровне ("отрицание отрицания"), развитие по спирали, а не по по прямой линии; 2) развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; 3) "перерывы постепенности", превращение количества в качество; 4) внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело, или в пределах данного явления, или внутри данного общества; 5) взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения [Полн. собр. соч. Т. 26. С. 55].
Как можно видеть, что в общем соответствует и современному пониманию, исторический метод рассматривает свой объект исследования (явление, процесс и т.п.) как систему, своеобразие которой обусловлено особенностями исторического развития. На этом основании сформулирован и еще один принцип - принцип историзма, который отражает особый подход к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Наиболее основательно сущность принципа историзма сформулировал В.И.Ленин: "Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" [Там же. Т. 39. С. 67].
Другими словами, принцип историзма можно рассматривать в качестве конкретизации универсальной диалектики развития. Естественно, он тесно связан с другими принципами, используемыми в библиографии (см. гл. 1, § 4). В свою очередь, принцип историзма может быть и дальше конкретизирован такими научными категориями, как историческое и логическое. В целом они характеризуют отношение между исторически реально развивающейся действительностью и ее отражением в теоретическом познании. Историческое - это процесс становления и развития объекта, логическое - теоретическое воспроизведение развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях. На этом основании можно говорить, что исторический метод не сводится к простому и прямому воспроизведению хронологической последовательности исторического развития объекта (явления, процесса), а требует определения закономерностей развития, разработки соответствующей теории. В этом отношении исторический метод сближается с такой разновидностью диалектической методологии, как восхождение от абстрактного к конкретному.
Для логического воспроизведения истории характерны такие способы, как синхрония и диахрония. Под диахронией (от греч. dia - через, сквозь + chronos - время) понимается последовательное воспроизведение, эволюция истории во времени, под синхронией (от греч. syn - вместе + chronos - время) - одномоментное воспроизведение истории в структуре ее эволюции. В первом случае используется соответствующим образом разработанная периодизация исторического развития (объекта, явления и т.п.), во втором - определенным образом структурированная целостность (система, схема классификации) такого развития.
Считается, что такой подход к историческому познанию внедрен в наше время швейцарским ученым Ф. де Соссюром в исследованиях по лингвистике, филологии и семиотике. Применительно к истории библиографии с этим трудно согласиться. Уже с древнейших времен, а тем более с развитием книгопечатания, в библиографических пособиях (каталогах библиотек) книги отражались как в хронологической последовательности их появления, так и по определенной системе (схеме классификации). При этом приоритет отдавался системному подходу (синхрония), где хронологическая (диахрония) систематизация выступала в качестве частного случая. В нашей стране последним по времени опытом реализации синхронистического подхода к исследованию библиографии следует считать труд Н.В.Здобнова "Синхронистические таблицы русской библиографии, 1700-1928", изданный в 1962 г., хотя рукопись была подготовлена к печати в 1928 г.
Сам автор квалифицирует эту методологию как стремление "представить в перекрестном хроно-систематическом порядке наиболее значительные или в каком-либо отношении показательные явления русской библиографии, выявить объекты историко-библиографического познания" [Синхронистические таблицы... М., 1962. С. 6]. В свою очередь, редактор этого издания Б.С.Боднарский подчеркивал "плодотворность синхронистического метода", признавая "счастливой идею автора применить такой метод в библиографии как для науки по изучению ее истории, так равно и для практического использования при справочной библиографической работе" [Там же. С. 34]. Именно благодаря синхронии Н.В.Здобнову удалось создать свой фундаментальный труд "История русской библиографии до начала XX века".
Исторический метод относится к разряду общенаучных. Но каждая конкретная наука привносит в него свои особенности. В полной мере это относится и к науке о библиографии - библиографоведению. Он и называется историко-библиографический метод. Специальной теоретической разработки он пока не получил. Чаще всего здесь используется такая разновидность исторического метода, как сравнительно-исторический метод. С его помощью путем сравнения определяется общее и особенное в исторических явлениях (объектах, процессах) библиографии, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же или двух разных, сосуществующих явлений. В свою очередь, сравнительно-исторический метод в библиографии уже имеет и свои разновидности: сравнительно-сопоставительный метод, который вскрывает природу разнородных объектов, явлений и процессов, историко-типологический метод, устанавливающий сходство и различие исследуемых исторических явлений путем приведения их в определенную систему; историко-генетический метод, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению, и т.д.
Следовательно, можно уже говорить об определенной исторической методологии в современной библиографии. Задача заключается в том, чтобы придать ей необходимое теоретическое обоснование. По мере возможности мы будем использовать в данном учебнике все сложившиеся в настоящее время историко-библиографические методы. Прежде всего следует разработать периодизацию исторического развития библиографии, или диахронию, как во всемирном масштабе, так и более обстоятельно - применительно к истории библиографии в нашей стране.
- Раздел I. Теория библиографии
- Глава 1. Библиографоведение как наука
- Раздел I. Теория библиографии
- Глава 1. Библиографоведение как наука
- 1.2. Основные функции библиографии
- 1.3. Основные принципы библиографии
- 1.4. Объект и предмет библиографии и библиографоведения
- 1.5. Методология библиографоведения
- 1.6. Система базовых библиографических категорий
- 1.7. Библиографоведение и смежные науки
- Глава 2. Система современной библиографии как деятельности
- 2.1. Библиографическая типология как научная проблема
- 2.2. Опыты типологического моделирования библиографии
- 2.3 Основные типы библиографии
- 2.4 Типы библиографии, выделяемые по дополнительным признакам
- Глава 3. Библиографическая запись и система библиографических пособий
- 3.1. Понятие о библиографической продукции
- 3.2. Основные типы и виды библиографической записи
- 3.3. Основные типы и виды библиографических пособий и изданий
- 3.4. Особенности библиографических пособий, создаваемых на основе электронной технологии
- Раздел II. История библиографии
- Глава 4. Особенности исторического развития библиографии в россии
- 4.1. Методологические основы и значение истории библиографии
- 4.2. Периодизация истории библиографии
- 4.3. Особенности библиографического источниковедения и историографии
- 4.4. Типологическая модель источниковедения и историографии отечественной библиографии
- Глава 5. Особенности становления русской библиографии (XI-XVII вв.)
- 5.1. Первые опыты учетно-регистрационной (описательной) библиографии
- 5.2. Возникновение критической библиографии
- 5.3. Становление рекомендательной библиографии
- 5.4. Первый русский библиографический указатель
- Глава 6. Развитие русской библиографии в XVIII веке
- 6.1. Первые русские печатные библиографические пособия
- 6.2. Библиографическая деятельность академии наук
- 6.3. Возникновение библиографической журналистики
- 6.4. Первый опыт систематического библиографического указателя
- 6.5. Первые опыты создания репертуара русской книги
- Глава 7. Особенности развития функциональных типов библиографии
- 7.1. Государственная библиография
- 7.2. Критическая (научно-вспомогательная) библиография
- 7.3. Рекомендательная библиография
- 7.4. Возникновение и развитие библиографии второй степени
- Глава 8. Возникновение и развитие науки о библиографии
- 8.1. Начальные опыты отечественного библиографоведения
- 8.2. Первые библиографические теории
- 8.3. Библиографические взгляды русских революционных демократов
- 8.4. Формирование библиографоведения как относительно самостоятельной науки
- Глава 9. Создание репертуара русской книги периодической печати
- 9.2. Биобиблиографические опыты репертуара русской книги
- 9.4. Создание репертуара русской периодической печати
- Глава 10. Исторические особенности развития библиографии в советской россии
- 10.1. Первые библиографические мероприятия советской власти
- 10.2. Развитие государственной библиографии
- 10.3. Развитие научно-вспомогательной библиографии
- 10.4. Развитие рекомендательной библиографии
- 10.5. Развитие библиографии второй степени
- Глава 11. Развитие советского библиографоведения
- 11.1. Деятельность первых советских научных учреждений
- 11.2. I и II всероссийские библиографические съезды
- 11.4. Советское библиографоведение в 70-80-х годах
- Раздел III. Методика библиографии
- Глава 12. Организация библиографической деятельности в российской федерации
- 12.1. Государственная библиография
- 12.3. Рекомендательная библиография
- 12.4. Библиография второй степени
- Глава 13. Составление библиографических пособий
- 13.1. Основные этапы составления и их особенности
- 13.2. Особенности составления основных видов библиографической записи
- 13.3. Универсальные библиографические классификации
- Глава 14. Библиографическое обслуживание
- 14.1. Понятие и основные виды библиографического обслуживания
- 14.2. Справочно-библиографическое обслуживание
- 14.3. Библиографическое информирование