О постановке глаза
Важной частью задачи постановки глаза является воспи- тание в ученике способности «цельно» видеть натуру, то есть видеть ее всегда целиком, даже в тех случаях, когда внимание рисующего направлено на исполнение отдельных деталей.
А. Барщ
Не до конца решенными в искусствоведческой и методиче- ской литературе остаются вопросы, связанные с... так назы- ваемой «постановкой глаза» художника, с его профессиональ- ным «умением видеть».
Г. Беда
Говорят, «поставлен глаз». Постановка глаза — это посте- пенное осознание, что только способность охватить зрением большое пространство, видение целого определяют художест- венное восприятие мастера-живописца.
Б. Иогансон
Живопись в природе не находится в готовом, написанном состоянии, она полускрыта. Ее нужно проявлять на холсте. Чтобы ее выявить на холсте, нужно уметь видеть, а чтобы уметь видеть, нужно поставить глаз. ...Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона вместе, потом три, потом четыре, пять одновременно, в наконец, как дирижер оркестра, который одновременно слышит и скрипку, и флейту, и контра-
бас и т. д., вы разовьете глаз настолько, что будете видеть все одновременно... тогда вы станете мастером живописи.
Б. Иогансон
Всматриваясь в какую-либо деталь, вы получите одно впе- чатление, но если вы «распустите» глаза — появится несколько иное. «Распустить» глаза — значит увидеть все сразу.
Б. Иогансон
Художник не должен сосредоточивать глаз на отдельных деталях лица, а, наоборот,— «распускать» глаз на все лицо.
Б. Иогансон
Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите це- лое... Берите из натуры только то, что нужно, а не все.
В. Серов
Учиться смотреть не последовательно — одно за другим, а аккордом, сразу, одновременно охватывая сравниваемые мес- та, то есть превращая последовательный взгляд в аккордный, одновременный.
Р. Фальк
В искусстве очень важна проблема постановки глаза. Так же, как для певиа — постановка голоса.
Поставленный глаз — свойство биологическое, чем в кор- не отличается от вкуса, который только приобретается. Однако это свойство можно развить. Поставленный глаз крайне важен. Вкус может подвести, потому что исходит исключительно от разума. ...Поставленный же глаз не подводит никогда, так как, будучи развит в известной степени при помощи разума, входит в плоть и кровь, становится как бы свойством организма и от рассудка не зависит. Он просто не дает человеку выпасть из рамок искусства.
Р. Фальк
- Ф. В. Ковалев Золотое сечение в живописи
- Предисловие
- Глава первая
- О золотом сечении
- Творчество человека
- Глава вторая
- Точка зрения
- Композиция пейзажа
- Золотое сечение в линейном построении картины
- Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
- Геометрический центр картины
- И линия золотого сечения.
- Гармонизация формы
- Свет и глаз
- Общий светлотный тон
- Гармония цвета
- Научное и интуитивное в творчестве художника
- Размер картины
- Предмет и цвет
- Рисовать формой, писать колоритом
- Глава пятая
- О колорите
- Язык живописи — особый язык искусства
- Цвет — единичное,
- Колорит — множественное.
- Психологическая оценка колорита
- Добрая традиция
- Теории живописи — научную основу
- Слово об авторе
- О живописи
- О художнике
- О картине
- О рисунке
- О композиции
- О цвете
- О колорите
- О постановке глаза
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ковалев Федор Власович