О колорите
Когда речь идет о живописи, то нет более обще- известного, понятного и часто употребляемого тер- мина чем колорит. Но понятным он кажется только на первый взгляд. Достаточно познакомиться с несколькими критическими статьями, где речь идет о живописи, с выступлениями художников, как сразу становится ясным, что каждый автор толкует его по-своему. Размышляя о колорите, народный художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни теоретики толкуют колорит элементарно и непра- вильно, что это имеет отношение и к художникам.
Характерны в этом отношении слова народного художника СССР Е. А. Кибрика (1906—1978), где он говорит о годах учебы: «Как построить коло- рит?— Я вообще не понимал, что означает этот термин, и только долгое время спустя наткнулся у Джеймса Уистлера на идеальное определение того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Пет- ров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств, туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не сумев объяснить, что это означает»1. И тут же вспоминается И. Н. Крамской, который говорил: «Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно о колорите я не имел ни малейшего понятия»2.
Устно и печатно ратовал за настоящую реали- стическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих статьях он ни разу не употреблял слово «колорит», по-видимому, считая его неясным и трудно подда- ющимся определению.
Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас не уделяется внимания. Достаточно перечислить такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Ше-
1 Кибрик Е. А. Всегда открытие//Новый мир.— 1980.— № 1.—С. 199.
2 Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка.— М.; Л., 1949.—С. 13.
Художник видит природу иначе, чем простые смертные, потому что его возбужденное чувство под внешним покровом воспринимает внутреннюю правду. Огюст Роден (1840—1917)
галя (1957), исследование теории колорита в кни- ге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Замет- ки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите» С. Алексеева (1974). Следует отдать должное изда- тельству «Просвещение», которое за последние годы выпустило в свет ряд учебных пособий по жи- вописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее пол- ным является пособие «Живопись и ее изобрази- тельные средства» (1977) автора Г. В. Беды. Вопросам колорита посвящено и издание «Живо- пись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Ун- ковского. Но во всех этих изданиях теория цвета и колорита не получила должного завершения. После прочтения этих книг остается чувство не- удовлетворенности, как будто в изложении чего-то недостает и хочется спросить: «Так все же — что такое колорит?».
- Ф. В. Ковалев Золотое сечение в живописи
- Предисловие
- Глава первая
- О золотом сечении
- Творчество человека
- Глава вторая
- Точка зрения
- Композиция пейзажа
- Золотое сечение в линейном построении картины
- Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
- Геометрический центр картины
- И линия золотого сечения.
- Гармонизация формы
- Свет и глаз
- Общий светлотный тон
- Гармония цвета
- Научное и интуитивное в творчестве художника
- Размер картины
- Предмет и цвет
- Рисовать формой, писать колоритом
- Глава пятая
- О колорите
- Язык живописи — особый язык искусства
- Цвет — единичное,
- Колорит — множественное.
- Психологическая оценка колорита
- Добрая традиция
- Теории живописи — научную основу
- Слово об авторе
- О живописи
- О художнике
- О картине
- О рисунке
- О композиции
- О цвете
- О колорите
- О постановке глаза
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ковалев Федор Власович