Рисовать формой, писать колоритом
Именно новое понимание света, цвета и колори- та помогло П. П. Чистякову выработать свою ху- дожественно-педагогическую систему и методику обучения живописи. От утверждал, что в Академии художеств в натурном классе ученики изучают ри- сунок и лепку, а не колорит, что русская школа живописи не существует, что русские пишут грязно и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он зая- вил, что искусства живописи в России нет, но бу- дет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков? Ответ на этот вопрос дает его педагогическая практика. Он подготовил известных всему миру художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Се- рова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай совершающееся, как оно существует в натуре и как действует на наш глаз, на душу в момент,—это
и есть полное, изящное, высокое искусство»'. В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал только колоритную сторону, а П. П. Чистяков раз- вивал его и указал путь истинного колорита. Чи- стяковское «чувствовать, знать и уметь — полное искусство» сродни сезанновскому «передавать в со- вершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть». Сезанн стремился теоретически обосновать резуль- таты своих опытов.
Известен рассказ о том, как работал В. А. Се- ров. Он всматривался в модель, выискивал в нату- ре самое характерное, а затем в течение 10—15 ми- нут работал на холсте. К натуре он обращался только тогда, когда нужно было что-то уточнить. К этому следует добавить, что во время учебы у П. П. Чистякова практиковалось писание натурных постановок, когда натура находилась в одной ком- нате, а работали в другой. К натуре обращались за справками. Это отучало от пассивного, прото- кольного списывания натуры, приучало к выработке суждения о ней на основе зрительного восприятия.
Думается, что при разговоре о системе П. П. Чи- стякова нельзя забывать и такое обстоятельство, что если бы он открыто, да еще и письменно, зая- вил, что предмет цвета не имеет и что это — осно- ва обучения живописи, ему пришлось бы уйти из академии, ибо это противоречило академическому методу обучения и всему духу академии того времени.
1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспомина- ния—М., 1953.—С. 307.
-
Содержание
- Ф. В. Ковалев Золотое сечение в живописи
- Предисловие
- Глава первая
- О золотом сечении
- Творчество человека
- Глава вторая
- Точка зрения
- Композиция пейзажа
- Золотое сечение в линейном построении картины
- Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
- Геометрический центр картины
- И линия золотого сечения.
- Гармонизация формы
- Свет и глаз
- Общий светлотный тон
- Гармония цвета
- Научное и интуитивное в творчестве художника
- Размер картины
- Предмет и цвет
- Рисовать формой, писать колоритом
- Глава пятая
- О колорите
- Язык живописи — особый язык искусства
- Цвет — единичное,
- Колорит — множественное.
- Психологическая оценка колорита
- Добрая традиция
- Теории живописи — научную основу
- Слово об авторе
- О живописи
- О художнике
- О картине
- О рисунке
- О композиции
- О цвете
- О колорите
- О постановке глаза
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ковалев Федор Власович