Добрая традиция
Мой учитель живописи М. Л. Вольштейн, за- мечательный художник и педагог, постоянно твер- дил своим ученикам о необходимости сохранять первое впечатление. Позже мне стало известно, что это одно из основных положений системы П. П. Чистякова. М. Л. Вольштейн учился в Киеве у А. А. Шовкупенко, замечательного колориста. А кто же был учителем А. А. Шовкупенко? В Одес- се он учился у К. К. Констанди, ученика Чистяко- ва, а в Петербурге — у В. Е. Савинского, одного из лучших учеников Чистякова, в совершенстве усвоившего систему своего учителя. Каждое вос- кресенье вся группа Савинского совершала поезд- ку к Чистякову, где шли беседы с ним. Так добрая традиция дошла до наших дней. Целая плеяда украинских художников, учеников Шовкупенко, продолжают традиции высокого колоризма в живо- писи.
Искусство живописи в XIX в. достигло своих вершин в Европе в творчестве Ван Гога, Матисса, Сезанна, Гогена. В России были В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровий, В. Э. Борисов-Мусатов. Творчество и Э. Грабаря, К. Ф. Юона, М. В. Нестерова, М. С. Сарьяна, Н. Д. Кузнецова, Н. Л. Крымова и многих дру- гих — свидетельство животворного потока, идуще- го к нашим дням. Достижения советских художни- ков всех республик в области колорита еще не нашли должной оценки в наших искусствоведче- ских трудах.
Ван Гог считал, что художником будущего мо- жет стать лишь невиданный еще колорист. Чтобы подготовить такого колориста, нужна совершенней- шая художественно-педагогическая система. Созда- нию такой системы должны помочь хорошо разра- ботанная теория живописи и колорита.
- Ф. В. Ковалев Золотое сечение в живописи
- Предисловие
- Глава первая
- О золотом сечении
- Творчество человека
- Глава вторая
- Точка зрения
- Композиция пейзажа
- Золотое сечение в линейном построении картины
- Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
- Геометрический центр картины
- И линия золотого сечения.
- Гармонизация формы
- Свет и глаз
- Общий светлотный тон
- Гармония цвета
- Научное и интуитивное в творчестве художника
- Размер картины
- Предмет и цвет
- Рисовать формой, писать колоритом
- Глава пятая
- О колорите
- Язык живописи — особый язык искусства
- Цвет — единичное,
- Колорит — множественное.
- Психологическая оценка колорита
- Добрая традиция
- Теории живописи — научную основу
- Слово об авторе
- О живописи
- О художнике
- О картине
- О рисунке
- О композиции
- О цвете
- О колорите
- О постановке глаза
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ковалев Федор Власович