54. Передвижники. Возникновение и создание Товарищества
творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили
И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин,А. Е. Архипов,В. А. Суренянц В. К. Бялыницкий-Бируля А. В. Моравов
Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
55. Изобразительное искусство реализма. Мастера реалистического пейзажа. Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Направление в живописи XIX-XX веков. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями: - в России — передвижничество - в Италии — веризм маккьяйоли - в Австралии — гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин) - в США — школа мусорного ведра (Э. Хоппер)Жюль Бретон "Религиозная церемония", Томас Икинс "Макс Шмитт в лодке", Илья Репин "Бурлаки на Волге", Иван Шишкин "Рожь", Эдуард Мане "Бар в Фоли- Бержер". 56.Жанровая живопись передвижников.В.Верещагин,В.Перов. Репин.Передвижники. В 1863 году- скандал в Академии художеств. Из-за однообразия тем, 14 человек отказываются от рисования. Они создают артель художников. Им помогает Третьяков. В 1864 году- первая выставка в Н. Новгороде. В 1871- товарищество "передвижников". (инициатива Крамского, Ге и Мясоедова). Выставочное объединение, каждый член которого экономически независим. Цель: организация передвижных выставок. На их первой выставке было представлено 47 картин от 16 художников (в Академии художеств). Всего было 48 выставок, которые прекратились из-за революции. Василий васильевич Верещагин (1842-1904). Художник- баталист. Бесчеловечность войны. Фотографическая точность. В его картинах всегда солнечная погода. Сам участвовал в войнах. "Апофеоз войны", "Балканская серия" (по мотивам русско-турецкой войны), "Тадж- Махал", "Двери Тамерлана". Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Пишет собирательные образы России. Не социально направленные портреты. Четкий внешний облик и психологические черты. Досканально прописывает нюансы. "Чаепитие в Мытищах", "Тройка", портреты Островского, Достоевского, Даля, Саврасова, Тургенева. Илья Ефимович Репин (1844-1930). Многоплановый художник. Бытовой жанр. "Бурлаки на Волге" (групповой портрет, поэма о русском народе, горизонтальный формат, разные типажи, былинный эпос). С 1880 года начинает писать очень много портретов: Мясоедова, Толстого, Мусоргского. "Царевна Софья", "Иван Грозный и сын его- Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". 57. Жанровая живопись передвижников.И.Крамской,Н.Ге В 1863 году- скандал в Академии художеств. Из-за однообразия тем, 14 человек отказываются от рисования. Они создают артель художников. Им помогает Третьяков. В 1864 году- первая выставка в Н. Новгороде. В 1871- товарищество "передвижников". (инициатива Крамского, Ге и Мясоедова). Выставочное объединение, каждый член которого экономически независим. Цель: организация передвижных выставок. На их первой выставке было представлено 47 картин от 16 художников (в Академии художеств). Всего было 48 выставок, которые прекратились из-за революции. Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Художник- портретист. Писал на Евангелиевские сюжеты. "Христос в пустыне". "Незнакомка", "Сергей Крамской" (в духе импрессионизма), портреты Салтыкова- Щедрина, Шишкина, Некрасова. Николай Николаевич Ге (1831-1894). Историческая живопись. Портретист, пейзажист, евангелиевские сюжеты. "Тайная вечеря" (Иуда- тень), "Петр I допрашивает царевича Алексея". Психологизм, черты характера. Есть Страстной цикл: "Голгофа", "Что есть истина?".
58. Пейзаж передвижников. Саврасов. Шишкин. скандал в Академии художеств. Из-за однообразия тем, 14 человек отказываются от рисования. Они создают артель художников. Им помогает Третьяков. В 1864 году- первая выставка в Н. Новгороде. В 1871- товарищество "передвижников". (инициатива Крамского, Ге и Мясоедова). Выставочное объединение, каждый член которого экономически независим. Цель: организация передвижных выставок. На их первой выставке было представлено 47 картин от 16 художников (в Академии художеств). Всего было 48 выставок, которые прекратились из-за революции. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882. Родоначальник русского реалистического пейзажа. Отличительные черты: контрастные тона, ощущение светлой радости. "Грачи прилетели" (1871, весна в Москве), "Проселок". Иван Иванович Шишкин (1832-1898). поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры. Пейзажист. Точность рисунка. Фотографичность. Монументальные композиции. Документальная точность. "Сосновый бор Мачтовый лес Вятской губернии" (1887, впервые не опушка леса и не вид на лесные дали,чаща). "Утро в сосновом бору" (1889, мишек рисовал Савицкий. Медведица и 3 медвежонка, туман над оврагом). Вопросы колорита мало волновали его. 59.Пейзаж передвижников.Куинджи, Поленов. скандал в Академии художеств. Из-за однообразия тем, 14 человек отказываются от рисования. Они создают артель художников. Им помогает Третьяков. В 1864 году- первая выставка в Н. Новгороде. В 1871- товарищество "передвижников". (инициатива Крамского, Ге и Мясоедова). Выставочное объединение, каждый член которого экономически независим. Цель: организация передвижных выставок. На их первой выставке было представлено 47 картин от 16 художников (в Академии художеств). Всего было 48 выставок, которые прекратились из-за революции. Архип Иванович Куинджи (1841-1910). С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов. Пытался поступить в ученики к И.Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Соперничество с природой. "На острове Валааме", "Березовая роща" (лес = декорации, на переднем плане деревья не целиком, изумрудная зелень). "Ночь на Днепре" (сочиненный пейзаж), "Днепр утром" (спокойные холодные светлые тона). Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Разноплановый. Театрал, архитектор, декоратор, пейзажист, педагог. В начале- европейская история, позже- пленэрная живопись. "Московский дворик" (обобщение быта и природы), "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "Христос и грешница" (серия из цикла жизни Христа). 60. Пейзаж передвижников.Левитан. скандал в Академии художеств. Из-за однообразия тем, 14 человек отказываются от рисования. Они создают артель художников. Им помогает Третьяков. В 1864 году- первая выставка в Н. Новгороде. В 1871- товарищество "передвижников". (инициатива Крамского, Ге и Мясоедова). Выставочное объединение, каждый член которого экономически независим. Цель: организация передвижных выставок. На их первой выставке было представлено 47 картин от 16 художников (в Академии художеств). Всего было 48 выставок, которые прекратились из-за революции. Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Пейзажист. Учился в Академии живописи, ваяния и зодчества (с13-ти до 24-х лет). Разные состояния природы. Отголоски импрессионизма, свой стиль. "Над вечным покоем" (программное произведение, "концентрированный пейзаж", грандиозное обобщение, философия, бренность человека перед природой), "Вечерний звон" (теплые и холодные тона), "Март" ("Левитановский пейзаж", типичный русский пейзаж).
61. Историческая живопись В. Сурикова Васи́лий Ива́нович Су́риков - живописец русского казачьего происхождения, мастер масштабных исторических полотен. Сохранились свидетельства, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком. Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. 1881 - первое его значительное полотно — “Утро стрелецкой казни” - сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними) обобщенно-типизированные и в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. 1883 - “Меншиков в Березове” - изображение всесильного временщика Петра I в опале 1887 - “Боярыня Морозова” - монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с “никонианством”, героизм и фанатичность главного персонажа — Морозовой. Широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличаются его работы “Взятие снежного городка” (1891) — эпизод народной игры на Масленичной неделе, “Покорение Сибири Ермаком” (1895) — противоборство двух народных стихий; драматизм момента и мужество русского солдата отражены в картине “Переход Суворова через Альпы” (1899). Сурикову принадлежит серия портретов и акварелей (Венеция). 62.Традиции реализмав русской скульптуре.М. Антокольский. С. Коненков. Скульптура Реализма.19 векВозрастает роль станковой скульптуры. Скульптура перево- дится в мраморный жанр. Попытки создания реалистичной скульптуры. Отказ от всяческих форм (Монументальная скульптура!!!). Как пример можно рассматривать памятник А.С. Пушкину на Тверском бульваре. Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902). Принадлежал к старым передвижникам. Исторические и патриотические сюжеты. "Иван Грозный" (детально проработана одежда), "Петр I", "Ярослав Мудрый", "Нестор- Летописец", "Спиноза". Сумел сохранить возможность выражать в скульптуре значительные темы. Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971). Вошел в историю как национальный художник. Корни- народное творчество. Кончаловский, Бах, Горький, Достоевский- его скульптуры. "Нике", "Эос", "Кора", "Пагонини", "Лесовик".
Вопросы
- 1. Футуризм.
- II манифест:
- 2. Примитивизм.
- 3. Фовизм.
- 4. Кубизм.
- 5. П.Пикассо «Герника»
- 6. Сюрреализм:с. Дали, х. Миро, п. Клее и р. Магритт, ф Кало
- 7. К. Малевич и супрематизм
- 8. Абстракционизм: в. Кандинский, п. Мондриан
- 9. Модернизм, постмодернизм и неомодернизм
- 12. Экспрессионизм: э. Мунк
- 13. Экспрессионизм: Группа «Мост»
- 14. Неомодернизм:Конструктивизм
- 17. Хеппенинг и перфоманс
- 18. Социалистический реализм
- 21. Символизм
- 23. Течения поп- арта и представители: Джонс, Уорхол
- 29. Экспрессионизм в архитектуре. Э. Сааринен.
- 30.Неоклассицизм. О. Пере и т. Гарнье
- 31.Творчество п. Пикассо
- 32.Постмодернизм в архитектуре. А. Исодзаки
- 33. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
- 36.Предмодернизм. Импрессионизм. Зарождение импрессионизма. Картины э. Мане « Завтрак на траве» и «Олимпия».
- 37. Художественные искания импрессионистов. Картина к. Моне «Впечатление. Восход солнца» и ее роль в становление и импрессионизма.
- 39. Основные черты модерна. Архитектура. Гауди
- 41. Модерн в скульптуре. Э. Бурдель, а. Майоль
- 42. Импрессионизм в скульптуре. О. Роден
- 43.Эклектизм и его направления и представители.
- 44. Русский импрессионизм в живописи. К. Коровин
- 45. Русский импрессионизм в скульптуре. П. Трубецкой а. Голубкина.
- 46. Живопись модерна в. Васнецов.
- 47.Живопись модерна м. Врубель и в. Борис- Мусатов.
- 48.Творчество объединения « Мир искусства».
- 49. М. Добужинский и к.Сомов.
- 50.Творчество л. Бакс и а. Бенуа.
- 51.Творчество в. Серов
- 52.Модерн в русской архитектуре. Ф. Шехтель.
- 53. Эклектизм в западноевропейском искусстве.
- 54. Передвижники. Возникновение и создание Товарищества
- 1.Футуризм
- 2.Примитивизм
- 3.Фовизм