logo
Учебное пособие для ИСЗ

Белорусская рок-музыка

Белорусская рок-музыка за последнее десятилетие прошла достаточно бурный путь своего развитии, что во многом обусловлено общественно-политическими процессами, начавшимися в республике в начале 90-х годов. Построение независимого, суверенного государства, расширение гласности и постепенная демократизация всех сторон жизнедеятельности нашего общества способствовали пробуждению творческой активности среди белорусской молодежи, в том числе представителей молодежной музыкальной субкультуры.

За десять лет белорусский рок столь динамично развивался, приобретая свой достаточно яркий социально-художественный облик, что в настоящее время представляет собой одно из наиболее значительных явлений социально-культурной действительности.

Вместе с тем, будучи изначально по своей природе социально ориентированным искусством, белорусская рок-музыка представляет собой весьма не однородное, как в художественно-творческом, так и в социально-политическом плане явление.

Получив признание в молодежной аудитории, рок-музыка постепенно выходя из состояния «подполья», занимает самые престижные концертные площадки республики. Самую широкую аудиторию собирают фестивальные проекты белорусских рок-музыкантов. Постепенно складывается своя фестивальная традиция. Впервые за многие десятилетия белорусский рок в лице нескольких десятков групп и множества исполнителей вышел на международную арену, прежде всего России и Польши. Все большее распространение получает белорусская рок-музыка через средства массовой информации, включая телевидение, радио, аудио- видеозапись и т.д.

Продолжая и развивая традиции своих предщественников, белорусские рок-музыканты стремятся находить новые средства художественно-эстетической выразительности, осваивают круг новых социальных тем и активно откликаются на современные проблемы общества.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени белорусская рок-музыка не стала предметом специального культурологического исследования. Несмотря на то,что рок-музыке посвящено сегодня достаточное число публикаций, материалов, отражающих социально-культурную сущность и основные пути ее развития в мире,внимание исследователей к современной белорусской музыке, включая рок, пока не нашло своего выражения в форме культурологических исследований. Что же касается освещения в литературе, прежде всего газетных публикаций, такого сложного и неоднозначного явления как «белорусский рок», то можно назвать только ряд имен, преимущественно журналистов, которые фиксируют отдельные события из концертно-фестивальной деятельности белорусских музыкантов.

Изучение современного состояния белорусской рок-музыки дает основание для следующих выводов:

- Белорусская рок-музыка - значительное социально-культурное явление, интенсивно развивающееся в настоящее время, опираясь как на традиции классического рок-н-ролла, так и осваивая белорусскую этномузыкальную культуру.

- Появление в последнее десятилетие большого количества рок-групп во всех регионах республики свидетельствует о возрастании интереса у молодежи к «живой» музыке в противовес с засильем пошлых эрзацев поп-индустрии, захлестнувшей в последнее время все каналы средств массовой информации.

- Наличие в белорусской рок-музыке относительно стабильных, как мы смогли увидеть, традиций в проведении своих фестивальных акций и рок-проектов, позволяет утверждать, что рок-музыка в Беларуси есть реальность современной культурной жизни, факт художественной культуры, а явление молодежной тусовки.

- Рок-музыка в Беларуси, пройдя своеобразный путь своего развития от полного копирования образцов англоамериканской музыки, испытывая серьезное влияние российской рок-культуры, в настоящее время приобретает оригинальные, самобытные черты и неповторимую художественно-эстетическую выразительность. Наибольшую выразительность и художественную неповторимость составляют те направления белолрусского рока, которые органично используют традиции белорусского фольклора.

- Одна из очевидных тенденций белорусского рока сегодня полное заимствование музыкальных форм народной музыки и перенесение их на традиционную рок-н-рольную ритмическую основу. Это приводит в свою очередь к появлению значительного количества подобных рок-групп, часто просто спекулирующих на фольклорных традициях, выдавая свои композиции за оригинальный белорусский рок. Можно отметить, что в использовании белорусского этномелоса белорусским рок-музыкантам не хватает своего концептуального подхода и должного современного прочтения художественно-эстетического содержания фольклорных традиций.

- Нельзя не отметить, что в белорусской рок-музыке достаточно ярко проявляется нонконформистский характер настроения определенных групп белорусской молодежи, настроенной оппозиционно по отношению к современным преобразованиям в обществе. С одной стороны, именно рок-музыканты продолжают традицию своих предшественников, провозгласивших рок - активным средством протеста против официальных властей и законов, с другой стороны, следует признать, что в этой музыке действительно отражаются реальные настроения некоторой части общества.

Вместе с тем, рок-музыка в Беларуси представляет собой гораздо более сложное явление, которое несет в себе и множество конструктивных идей и жизнеутверждающих принципов. Можно привести ряд примеров деятельности рок-музыкантов, творчество которых не только не связано с современной политикой, а скорее обращено к глубоко лирическим темам, либо направлено на поиск новых художественно-выразительных возможностей в рок-музыке, на совершенствование технических и исполнительских приемов и так далее.

Наличие множества организационно-финансовых проблем в деятельности белорусских музыкантов самым непосредственным образом отражается на состоянии развития и рок-музыки. К числу одной из наиболее сложных проблем следует отнести недостаточно высокий уровень современной белорусской звукозаписи. Так, многие рок-музыканты вынуждены ориентироваться на вкусы российской аудитории для получения возможности выпуска собственных альбомов на звуко- и аудио-носителях.

Остается достаточно острым вопрос об открытии на белорусском телевидении специального канала, предназначенного для освещения событий из мира белорусской рок-музыки.

Изучение современного состояния белорусской рок-музыки показывает, что, к сожалению, интерес исследователей: социологов, культурологов, искусствоведов, психологов и других, к феномену, именуемому «белорусский рок», крайне недостаточен. Так, за последнее десятилетие можно назвать не более 2-3 публикаций, принадлежащих белорусским авторам, в которых предпринята попытка глубокого анализа основных направлений белорусской рок-музыки. Вместе с тем, динамика развития рок-музыки требует привлечения самого широкого круга специалистов и исследователей к всестороннему изучению современной белорусской рок-культуры во всех ее социально-культурных и художественно-эстетических измерениях. Что позволит рок-музыке Значительно расширить аудиторию своих слушателей и приверженцев, а также занять свое достойное место в современной белорусской культуре.

Официальной точкой отсчета белорусской рок-музыки был рок-фестиваль, который проходил в апреле 1968 года на базе РТИ. Фестиваль проходил 3 дня и участвовали в нем непрофессиональные рок-группы. В представленном материале обязательно должна была присутствовать песня на булорусском языке. Участвовало всего 12-13 коллективов. 1-е место заняла группа «Алгаритм», 2-е место – «Зодчие» (БПИ), 3-е место – «Грифы».

Тогда впервые группой «2+2» был применен новый подход к исполнению, когда группа исполняла музыку без перерыва на поклоны и апплодисменты.

После фестиваля «Алгоритмы» пригласили к себе всем составом группу «2+2» дабы «омолодить кровь». Рок-концерты чаще всего происходили по ВУЗам (РТИ, БПИ), на них присутствовали «Поющие гитары», Ю.Антонов, В.Мулявин в качестве гостей.

«Псняры» на тот момент переходили из качества «Лявоны», которых Мулявин начал собирать в 1967 году, в качество «Песняры». Официальной датой рождения считается сентябрь 1969 года. Группа получила статус гос.ансамбля и была принята в штат филармонии. В то время так же сильный коллектив в филармонии был с В.Вуячичем, где на клавишах играл Ю.Антонов, автором текстов был Ю.Жуков, на гитарах играли Шляркин и Чижевский.

В то же время примерно закладывалась и ритм-энд-блюзовая традиция.

Второй бит-фестиваль проходил в 1971 году опять же на базе РТИ, победителями стали «Аргонавты», группа Владимира Спиридовича, которую отличала хорошая программа и масштабные композиции.Участником этого фестиваля был будущий белорусский композитор Владимир Кондрусевич, исполнявший тогда песни группы «Криденс», за что был исключен из консерватории (затем восстановлен).

До августа 1968 года отношение в Минске в группам, играющим подобную музыку было доброжелательным, т.к. считалось, что бит – это мода, задор, его нужно поддерживать. Предоставлялись помещения для репетиций, выступлений. После августа 1968 года, когда произошли известные события в Чехословакии, время «оттепели» закончилось и начался откат назад. По заводам проходили указы типа недопущения к работе длинноволосых юношей и девушек в коротких юбках, после, указы эти были отменены.

В 70-х бит начал делиться на поп-рок – группы, работающие на массового зрителя – ВИА, рок-чистый. Из ВИА на тот момент были такие коллективы как «Ровесник», созданный при филармонии Ю.Сугаревским, с очень сильными музыкантами: Карась, В.Дайнеко. Но у коллектива творчество не пошло и он распался. Карась ушел в «Верасы», Дайнеко в «Песняры». С В.Вуячичем был ансамбль «Тоника» - сильный инструментально, в Гомеле – «Сябры».

В рок-музыке было иначе. Музыканты вынуждены были уйти в «систему кирпичных заводов». При кирпичных заводах, которые располагались по периметру города, были свои клубы, в них и возникало, и развивалось рок-движение. Преобладающей формой выступления были танцы-концерты, на которых можно было слушать музыку, а можно и танцевать. Это движение существовало и отличалось активностью ряд лет плюс танц-площадки, такие как в парке Челюскинцев – «Доски», на Тракторном – «Корчи», на Автозаводе – «Автаз».

К концу 70-х движение «кирпичных» заглохло. Музыканты стали переходить кто в профессиональные филармонические коллективы, кто влился в ресторанное движение, подняв тем самым музыкальный уровень ресторанных коллективов, игравших в то время по принципу «скрипка, бубен, утюг».

Далее ничего принципиально нового в рок-музыке сделано не было, наступило тиражирование уже имевшегося. И к концу 80-х единственной профессиональной и интересной рок-группой была группа «Сузор’е», которые, к сожалению, не смогли выйти на союзный уровень.

Репертуар тогдашних групп состоял как из их собственных песен, так и брался репертуар западных групп: «R.S.», «D.P.», «L.Z.», «P.F.» и испонялся как на английском языке, так и писаляс свой перевод. Например, был такой авторский текст В.Кондрусевича на песню группы «Кинко».

Моя любовь к тебе

Застряла словно ржавый гвоздь в стене

Ты мне сказала нет

И вот теперь я говорю в ответ…

За несоблюдение пропорций западной и советской музыки в репертуаре группы могли наказывать. Так, например, при 4-ом кирпичном заводе играла группа «Факиры», которая одновременно поощрялась за хорошую работу премией, указ за подписью директора Ю.В.Рженевского и рядом второй приказ о наказании материально за превышение норм исполнения песен западных коллективов за подписью все того же Рженевского. Должно было присутствовать не более 35% композиторов капиталистических стран и не менее 65% социальстических.

Первым в Белоруссии союзным рок-фестивалем был прошедший в Бобруйске «Рок-диалог-I-88», в 89-ом прошел «Рок-дилог-П» в Могилеве. Основным, что показал фестиваль было то, что падает интерес к року безоснавательно. На «Диалоге-П» свободных мест было меньше: а публика реагировала на выступление музыкантов более раскованно. Одним из самых ярких был коллектив «Кошкин дом» из Одессы. Выступала московская группа «Алиби», ленинградский «Прииск» и «Цемент» из Риги, которые уже были знакомы белорусской аудитории по Бобруйску 1988 года.

Могилев представлял команды своего рок-клуба: «Бамбей», «Форпост», «Акцент», «Отрожение», «Гранит», «Золотая середина».

На фестивале 1988 года всех очаровал своим соксофоном Алесь Комоцкий, известный бард и музыкант группы «Зарцiпо». На «Рок- диалоге-89» «зартипаны» выступали уже без него, но все равно вызвали бурные овации. В группе собрались личности. Каждый талантливый и отличный от других. Интересно смотрелись, хорошо владели инструментами и имели актерские способности. Уже во время фестиваля в группе возникали недоразумения, ходили слухи об их распаде. Поэтому музыканты выступали не в лучшем настроении. Еще и организаторы повли себя не лучшим образом.

Если говорить о традициях в белорусском роке, то сильны они были в блюз-роке, в блюзе фолк-роковых традиций как таковых не было. Можно говорить о том, что «Песняры» заложили основу и смогли адоптировать народную музыку к реалиям 60-70-х годов. В Белоруссии рок-музыка ожила в годы перестройки, закипать все начало где-то в середине 80-х. Музыканты играли на танцах, институцких вечеринках, ДК, показывали свое умение на более широкую публику.

Многие музыканты, такие как В.Корень, И.Ворошкевич и др., общались с тусовкой Позняка, которая была менее политизирована на тот момент и занималась белорусской этнографией, культурологией и т.д., пытались донести идею слушателю – откуда этот слушатель растет.

Появился интерес к белорусско-язычной музыке, когда на белорусском языке запели «Бонда», «Уліс”. Музыканты использовали язык в музыке как протест против «засилья» уровниловки с Москвой. Свои внутренние убеждения музыканты передавали слушателю через музыку и тексты.

Флагманом белорусской опозиции считается группа «N.R.M.», хотя в их песнях больше социального и фолософского смысла, чем голого протеста, который присутствует в панк-группах, таких как «DEVIATION» (Гродно), которые поют прямо о своем отношении к власти. Если говорить о белорусской рок-тусовке, то можно сказать, что она разделена по языковому признаку, хотя музыканты и не стоят в опозиции друг к другу. Меньше всего проводится англоязычных акций, так как они наименее прибыльны. Причем, если говорить о разделении, то оно существует скорее у организаторов нежели музыкантов. Долгое время было недопонимание между группыми «Нейро-Дюбель» и «N.R.M». Среди организаторов было отношение к «Дюбелям»: вроде наши, а почему тогда по-белорусски не поют? Это отношение передалось публике, поэтому слушающие «N.R.M» не слушали «Н.-Д.». С момента включения «Н.-Д.» в проект «Вольныя танцы», они стали своими для белорусско-язычного слушателя.

Среди музыкантов особых разногласий нет, они существуют между организаторами и русскоязычными музыкантами. Так, например, на так называемых «белорусских дискотеках» могла звучать музыка на белорусском, английском, французском и т.д. языках, но ни в коем случае не на русском. Организатором, в основном, выступает БМА (Белорусская молодежная альтернатива).