logo
Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

2.2.2 Англия и Франция

В Англии существенного различия между 80-ми и 90-ми годами не было. Правда, 90-е дали такого мастера архитектуры и прикладного искусства, как Макинтош, возглавившего школу Глазго. При этом в 90-е годы органично продолжалось развитие тех мастеров, которые в 80-е уже сказали свое слово. К совершенным образцам стиля можно отнести прекрасные эскизы обоев "тюльпаны и птицы", созданные Войзи в 1896 году. Рисунок организован чрезвычайно ловко: тюльпаны и птицы служат как бы фоном друг другу, в результате чего фон как таковой исчезает, а остается лишь изображение. Это -- принципиально важная черта модерна и приемов его орнамента.

С середины 90-х годов, модерн становится полным иронии, смелым по простоте соотношения черного и белого, необычайно "стильным". Некоторый элемент иронии есть в мебели одного из самых значительных мастеров английского модерна, Макинтоша. Особенно интересны его кресла, с вытянутыми вверх, высоко поднятыми спинками, короткими ножками, иногда с расширенным сиденьем и узким, очень лаконично решенным "вторым этажом". Эти кресла выглядят как элегантные карикатуры на своих нормальных собратьев. Изысканность здесь доводится до гротеска. В середине 90-х годов творчество Макинтоша достигает своей зрелости. К 1897--1899 годам относится спроектированный им главный вход в Художественную школу Глазго, где наглядно выступают стилевые особенности Макинтоша -- эффектное сочетание прямых линий, прямоугольных форм с гнутыми линиями; лаконизм, умение обыграть какую-то одну декоративную деталь на фоне пустой стены, интересно сочетать камень, металл и стекло.(приложение 7).

В конце 90-х -- начале 900-х годов Макинтош оформляет ряд кафе и чайных комнат, в которых этот стиль применяется к "малым формам". В элементах этого оформления, как и в мебели Макинтоша, намечается соединение украшения и конструкции, орнамента и конструктивной структуры того или иного предмета. В его рельефах контур, обозначающий изображенный предмет, зачастую является одновременно элементом орнамента. Макинтош более последовательно, чем другие мастера, разработал эту систему "конструктивного орнамента".

А во Франции широкое распространение стиля Модерн началось с открытия в Париже галереи - магазина "La Maison de lArt Nouveau" Зигфидом Бингом в 1895 году. От названия этого магазина стиль Модерн во Франции получил название Ар Нуво. Также популяризацией новому стилю послужила Всемирная выставка в Париже в 1900 году, которую посетили более 51 миллиона человек.

Промышленным центром и художественными мастерскими стиля модерн во Франции становится город. Здесь создается объединение "Провинциальный альянс художественной промышленности ", переименованное в 1901 году в " Нансийская школа ". Альянс объединяет несколько мебельных и интерьерных мастерских, возглавляют альянс два выдающихся дизайнера, Э. Галле и Л. Можараль. В Нансийскую школу также входили такие видные мебельные дизайнеры как Эмиль Андре, Эжен Валлен, Камил Готье, Жак Грубер (приложение 8) и многие другие французские мастера.

Для работ этих дизайнеров характерны такие приемы декорирования мебели как применение облицовочной фанеры, техника маркетри, украшение бронзовыми позолоченными накладками. Эмиль Галле также применял рельефную резную инкрустацию, подбирая разные по структуре породы дерева. В темах для декорирования используются природные мотивы, цветы и насекомые (чаще всего мотыльки и стрекозы). Для создания деталей мебели в мастерских Галле используются промышленные инструменты, но отделка и финишная обработка деталей производиться только вручную. В мастерских Можараля ручной труд был максимально механизирован, основной упор делался на форму изделия, украшение чаще всего сводилось к бронзовым позолоченным накладкам. Мебель его производства не так сильно декорирована как мебель мастерских Галле.

Делая обзор по французской мебели в стиле модерн нельзя не отметить работу Парижской группы дизайнеров, известной под названием "Шестерка". В эту творческую группу входили Шарль Плюме, Тони Сельмершейм, Александр Шарпентайер, Гектор Гимар и другие. В дизайне своей мебели они делали упор на форму и линии изделия. Мебель изготавливалась из простых пород древесины, без декорирования поверхности. Интерьер, как поле для деятельности дизайнера, воспринимался единым целым, а не набором отдельных предметов.