2.2.1 Бельгия и Голландия
В 90-е годы в развитии стиля модерн вперед стали выходить те школы, которые до этого в течение XIX столетия не сказали громкого слова в области искусства. Одной из таких стран была Бельгия.
Можно считать, что настоящий модерн в архитектуре начинается с особняка Тасселя, построенного в Брюсселе в 1892-- 1893 годах архитектором Виктором Орта. Особняк Тасселя был первым в ряду этих блестящих построек Орта. Новаторским было внутреннее решение особняка. Он строится скорее вверх, чем по горизонтали. Здесь нет анфиладной или коридорной системы. Главную роль играет лестница, которая ведет наверх, становясь едва ли не самым парадным местом в интерьере. Внутри Орта использует тонкие металлические колонны. Их расходящиеся стеблями капители гнутся, закручиваются. Орта много работал с таким новым для интерьера материалом как сталь. Металл у него обнажён, все конструкции из него изгибаются, закручиваются, переплетаются, превращаясь в сложный художественно-выразительный декор. Все в интерьере Орта продуманно, живописно и пластически согласованно, вплоть до мебели, дверных ручек, светильников и цветных витражей в окнах и дверях. Вообще для бельгийского модерна характерно использование изогнутых абстрактных согласованных линий, которым подчинены все элементы интерьера, включая мебель.
Эти принципы еще более последовательно реализуются в следующей замечательной постройке мастера-- в особняке Сольве в Брюсселе (1895-- 1900). Орта добивается еще большей изысканности. Он охотно использует ту линию, которая получила наименование "линии Орта", или "удара бича" Особняк поражает стилевым единством. Орта сам проектировал мебель для интерьеров ( приложение 5).В интерьере Народного дома в Брюсселе (1896--1899) большого зала Орта почти обнажает металлическую конструкцию: обычные для него металлические колонки превращаются в подпорки -- они "вырастают" из стены вверх в сторону и подпирают потолок. В этом обнажении конструкции, хотя и декорированной типичными для модерна узорами, намечается переход к своеобразному "конструктивизму-модерну", который станет типичным явлением европейской архитектуры начала XX столетия ( приложение 5).
Другое крупное явление, порожденное Бельгией в 90-е годы,-- творчество знаменитого мастера Анри ван де Вельде, как раз в это десятилетие набиравшего силу и опыт. Со своей стремительной эволюцией и со своим удивительным многообразием проявлений художественного таланта ван де Вельде был личностью одновременно и исключительной и типичной для нового стиля. Он вошел в "Общество двадцати", оказался под влиянием Морриса, в середине 90-х годов выступил как теоретик, обрел себя как мастер архитектуры, проектировщик интерьера мебели, предметов прикладного искусства, средств декорации и т. д. А. Ван де Велде предпочитал функциональный подход к формообразованию. Для его мебели характерен постепенный уход от чистого флореального течения и использование декоративных украшений, которые как бы отделяются от конструктивной формы (приложение 6). Большинство бельгийской мебели делалось полностью из дерева, но Ван де Велде декорирует её вставками из металла. Также поступает другой бельгийский художник этого времени Г. Серрурье-Бови (1858-1910 гг.), элегантный внешний вид мебели которого достигался эстетикой её конструктивных элементов, а не применением каких-либо декоративных украшений. Особенностью формообразования мебели Серрурье-Бови является своеобразное использование мотива арки, что придавало мебельным объектам особую напряженность форм.
Многообразие интересов художников модерна, вообще, является важнейшей предпосылкой для решения проблемы синтеза искусств. В творчестве самого ван де Вельде они проявились при постройке его собственного дома "Блюменверф", в Уккле, близ Брюсселя, в 1896 году. Если сама архитектура этого дома не содержит доминирующих элементов модерна, то все остальное в этом доме достойно самого пристального внимания. Это - мебель, содержащая классический набор необходимых предметов (стулья, кресла столы, буфет). Это - различные резные украшения, детали, сделанные из меди, картины, повешенные на стены, посуда и.д. - все создано по эскизам художника. Все подчинено единому ритму, имеет определенный "линейный модуль". Линия ван де Вельде -- тоже гнутая, но без лишних узоров, более простая, имеющая тенденцию выпрямиться. Дом в Уккле пользовался успехом. Его посещали многие выдающиеся мастера модерна в частности, Тулуз-Лотрек
В голландском варианте модерна, также как и в бельгийском, просматривается преемственность идей английского художественного направления «Искусств и ремесел». Например, X. Берлаге представляет рационалистическое направление и создает функциональную мебель с ярко выраженной конструкцией и минимумом резного декора. Другие голландцы: Лю Каше, Т. Ньювенгейс сочетали декор с конструктивными элементами мебельных объектов. Для такой мебели, часто весьма простых форм, декор создавался по мотивам стран Востока (в первую очередь, Индонезии). Они считали своей главной целью обновление декора и использовали в мебели экзотические породы дерева и другие материалы.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН
- 1.1 Понятие стиля модерн
- 1.2 Зарождение стиля модерн
- 1.3 Эстетический утопизм модерна
- 1.4 Проблема массовой культуры
- 1.5 Проблема синтеза искусств
- 1.6 Принципы формообразования
- 1.7 Орнамент и его роль в модерне
- ГЛАВА 2. ИНТЕРЬЕР МОДЕРНА В ЕВРОПЕ И В РОССИИ
- 2.1 Ранний модерн в Европе
- 2.2.1 Бельгия и Голландия
- 2.2.2 Англия и Франция
- 2.2.3 Германия и Австрия
- 2.2.4 Испания и Италия
- 2.2.5 Модерн в странах Восточной Европы
- 2.2.6 Модерн в Северной Америке