1.5 Проблема синтеза искусств
Взаимоотношения искусства с реальным миром становятся иными, чем прежде. Именно эта концепция самодостаточности красоты ставит препятствия на пути к «большому» синтезу. Но приходится констатировать еще одну особенность синтеза модерна - подлинной сверхзадачи в синтезе модерна нет.
Искусство приспосабливается к жизни. Этот синтез с жизнью бесконфликтен, прост и прямолинеен. С. Дягилев писал о желании художников "приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы становились бы легче, отдых возможнее, а вся жизнь уютнее и радостнее".
Как искусство стремилось "приладиться" к жизни, так и каждый вид искусства приноравливается к другому. Здесь самым показательным примером оказывается дом ван де Вельде в Уккле. Мебель там имеет приблизительно те же пропорциональные членения, что и архитектура; живописные панно стену не разрушают, а подчеркивают, вернее -- ей соответствуют. Линии контуров, ритмы почти абстрактных полотен художника повторяют общие ритмы интерьера. Силуэт фигуры жены в платье, спроектированном самим художником, вплетается в эту игру линий.
Есть и другие варианты синтеза -- «интерьерный» Разумеется, всегда были интерьеры, всегда они оформлялись художниками в том стиле, какой господствовал в ту или иную эпоху; всегда был город и улица, имевшие свой художественный облик. Но нельзя не заметить новых черт, которые внес модерн в эти области художественного творчества, сделав их последовательными выразителями стиля. Интерьер стал играть более важную роль. Эту роль продиктовала архитектура, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Важным был и факт уравнивания в правах прикладного искусства (которое больше всего "обслуживает" интерьер) и других видов художественного творчества. Такой роли, какую играл интерьер в модерне, как "опытное поле" для стилевого эксперимента, он никогда не играл прежде.
Итак, рассмотрев проблему синтеза в искусстве модерна можно констатировать следующие моменты: неудачи "большого" синтеза во многом были обусловлены отсутствием больших идей, возвышающих и облагораживающих человека. С другой стороны серьезные успехи и новые шаги в историко-художественном развитии, были сделаны в области "малых" синтезов. Углубился и был поднят на новый уровень интерес художников к проблеме оформления среды. И, наконец, синтез искусств в модерне выявил способность различных видов искусства приближаться друг к другу и переходить друг в друга. Это последнее качество дает возможность сделать переход от проблемы синтеза к вопросам формообразования в модерне и, в первую очередь, о роли орнамента в этом процессе.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН
- 1.1 Понятие стиля модерн
- 1.2 Зарождение стиля модерн
- 1.3 Эстетический утопизм модерна
- 1.4 Проблема массовой культуры
- 1.5 Проблема синтеза искусств
- 1.6 Принципы формообразования
- 1.7 Орнамент и его роль в модерне
- ГЛАВА 2. ИНТЕРЬЕР МОДЕРНА В ЕВРОПЕ И В РОССИИ
- 2.1 Ранний модерн в Европе
- 2.2.1 Бельгия и Голландия
- 2.2.2 Англия и Франция
- 2.2.3 Германия и Австрия
- 2.2.4 Испания и Италия
- 2.2.5 Модерн в странах Восточной Европы
- 2.2.6 Модерн в Северной Америке