1.7 Орнамент и его роль в модерне
В XIX веке орнамент утратил способность обновлять искусство и выражать важные образные категории, творческий орнамент был подменен образцом, по которому воспроизводился узор, взятый из прежних стилей. В модерне положение орнамента коренным образом переменилось. Художники начали возрождать орнамент, восстановили его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле.
Один из историков стиля, Райнер Грюнтер, пишет: "Орнамент модерна не украшает, он сам украшение. Орнамент модерна -- не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы". Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан), цветы (орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья -- излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, женские груди, волосы. Разумеется, все эти "объекты" переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.
В своих произведениях Макинтош чаще всего применяет этот же принцип, используя уже формы более строгие, геометрические, простые.
Как работают эти принципы можно увидеть в произведениях других представителей стиля модерн, о которых пойдёт речь во второй главе.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН
- 1.1 Понятие стиля модерн
- 1.2 Зарождение стиля модерн
- 1.3 Эстетический утопизм модерна
- 1.4 Проблема массовой культуры
- 1.5 Проблема синтеза искусств
- 1.6 Принципы формообразования
- 1.7 Орнамент и его роль в модерне
- ГЛАВА 2. ИНТЕРЬЕР МОДЕРНА В ЕВРОПЕ И В РОССИИ
- 2.1 Ранний модерн в Европе
- 2.2.1 Бельгия и Голландия
- 2.2.2 Англия и Франция
- 2.2.3 Германия и Австрия
- 2.2.4 Испания и Италия
- 2.2.5 Модерн в странах Восточной Европы
- 2.2.6 Модерн в Северной Америке