logo
Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

1.3 Эстетический утопизм модерна

В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идей о возможности искусства «совершенствовать реальность». Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности.

Разумеется, эта надежда была иллюзорна. Но творчество мастеров модерна ценно тем, что оно питалось мыслью о возможности переустройства мира по законам человечности и красоты. И это позволяет высоко оценить вклад, который внес в художественное развитие общества эстетический утопизм модерна.

Красота превратилась во всеобщую, глобальную категорию, в предмет обожествления. "Красота -- вот наша религия",-- заявлял в одном из своих писем М. Врубель. Стоит вспомнить, что в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В этой ситуации красота наделялись способностью преобразовывать жизнь, строить ее по некоему эстетическому образцу, на началах всеобщей гармонии и равновесия. Здесь как бы была площадка, на которой соединялись польза и красота. Художники -- творцы красоты превращались в выразителей главных устремлений времени. Они украшали жизнь, наполняли среду, в которой обитает человек, красивыми предметами, едиными в своих стилевых параметрах, удобными для глаза и для тела. Общедоступность красоты становится лозунгом времени. Проблемы, которые порождали такие устремления мы, и рассмотрим далее.