logo
Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

1.1 Понятие стиля модерн

Модерн (от фр. «moderne» -- современный) --период развития имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.

Стиль модерн включает в себя художественные различные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение - стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.

Период Модерна относительно короток, «Мы гребень вставшей волны», - писал Валерий Брюсов. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.

Сначала это стиль получил название «Ар Нуво», оно было использовано бельгийцами в 80-е годы в журнале «Современное искусство». Но более широкое хождение он получает в 1895 году, после того Париже открывается знаменитый магазин «Ар Нуво». Во Франции оно закрепилось окончательно, хотя там и были другие названия «стиль Гимар», «стиль метро», «стиль Муша» - эти названия даны по именам художников. В Англии чаще в этой стране употребляли название «новый стиль». Иногда в названиях как бы ссылались на другие страны. «Английский стиль» -- такой термин был, например, в ходу во Франции. В Италии утвердилось название "стиль Либерти" -- по имени владельцев английской фирмы, насаждавших модерн. В Германии утвердился термин «Югендстиль» по имени журнала «Jugend», который начал выходить в 1896 году. В Австрии он получил название «стиль сецессион» «Sezessionstil»-- вид объединения художников. Такие объединения существовали в Вене, в Берлине, в Мюнхене. Такое же название стиля было в Польше и в Чехии. В Польше модерн называли также «новым стилем», «модернизмом». В России распространение получило название «стиль модерн» или просто «модерн», а также «новый стиль». В Испании употребляли слово «модернизмо». В США это стиль назывался «тиффани» по имени Л.К. Тиффани, «Nieuwe Kunst» в Голландии и «еловый стиль» в Швейцарии. Кроме всех этих основных названий были многочисленные, подчас достаточно экзотические наименования -- «яхт-стиль», «стиль вермишель» и т.п., хотя практически речь идет о едином стиле, который получил различные имена. Всё это - модерн, хотя и со своими национальными вариациями.

Стилистической особенностью модерна стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность модерна базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Г.Обриста «Удар бича» на портьере 1895 г. (см. приложение 1)

Чтобы понять границы модерна как стиля, лучше всего рассмотреть его крайние проявления: рационализм и декоративизм. Эти названия, весьма условны, так как модерн не ограничивается только крайними ситуациями. Но такое обобщение поможет изучить проявление стиля методом анализа, где больше рационалистических тенденций, а где - декоративистских.
Первый тип модерна «Декоративизм» - это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который разрушает целостность форм и призван создать ощущение чего-то живого, фантастического, таинственного. При пребывании в пространстве между этими формами может создаться ощущение нахождения в живом организме. Ярким примером воплощения этого типа модерна являются работы великого испанского архитектора Антонио Гауди.

Второй тип модерна «Рационализм» - характеризуется вниманием к функциональной организации пространства и высокой дисциплиной композиции. Здесь нет случайных элементов, в основном используется небольшое количество декора, который вводится целесообразно и продуманно. При нахождении в пространстве, которое организовано таким образом, появляется ощущение строгой рациональности. В числе сторонников этого типа дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша.

Даже, несмотря на такое явное различие между этими типами модерна, они пребывают в относительном согласии, благодаря тому, что являются частью одного стиля.