logo
Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

2.2.4 Испания и Италия

Если Гауди в 80-е годы был явлением единичным в современной ему испанской архитектуре, то в 90-е годы картина переменилась: начал формироваться "каталонский модерн", достигший вершины позднее -- в 900-е годы. Испанский вариант имел существенное отличие: он возникал как бы на пересечении эклектики и модерна. Типичным представителем этой тенденции явился Л. Доменек-и-Монтанер, автор известного здания Дворца каталонской музыки в Барселоне (1906--1908). В творчестве этого мастера, как и его ученика Пуча, заметны мавританские черты, которые придают своеобразную окраску южноамериканскому модерну.

Разумеется, на фоне не очень сильно развитого испанского модерна (получившего в основном распространение в Барселоне) творчество Гауди и в 90-е и 900-е годы остается явлением выдающимся и по значению своему несоизмеримым со всем остальным. В 90-е годы он с особой интенсивностью работает над церковью Саграда Фамилиа. а в начале XX века создает свои знаменитые парк Гуэль, дом Батло, дом Мила.

Для южных европейских стран модерн не был особенно типичен - "стиль Либерти" запоздал и не дал значительных явлений. В целом итальянский "стиль Либерти" отличается соединением эклектизма и модерна, а также обилием декоративных деталей. Типично в этом отношении здание выставки в Турине, построенное в 1902 году одним из наиболее популярных мастеров "стиля Либерти". Р. д Аронко. Знаменитым живописцем стиля либерти в Италии был К. Вугатти (1855-1940 года). Еще его именовали “восточным романтиком”. К. Вугатти изготавливал образцы мебели необычайной формы с инкрустацией и росписью с восточными моментами, отделывал интерьеры “в китайском направлении”. Итальянские художники охотно обращались к витражу, к большому декоративному панно, часто копируя уже получившие признание образцы.

В этом стиле, в частности, в мебели, отразился эклектический характер итальянского модерна, основанного на смешении французского и бельгийского ар нуво, австрийского сецессиона и восточного искусства. Поэтому в итальянской мебели стиля модерн проявились два различных стилистических направления: весьма декоративный, флореально-скульптурный стиль и стиль, основанный на формах и методах искусства Северной Африки и стран Ближнего Востока.

В русле первого направления работали такие мастера как В. Валабрега и А.. Другие мастера - К. Бугатти, Э. Кварти и К. Дзен экспериментировали с экзотическими материалами и восточными мотивами. Мебель, созданная мастерами и первого, и второго направления, отличалась высоким качеством исполнения и весьма пышной декоративной отделкой. Наиболее оригинальным художником считался К. Бугатти с его причудливыми мебельными формами и выбором для декора крашеного и расписного пергамента, шелка, кистей с бахромой, многочисленных инкрустаций из слоновой кости, латуни и кованой меди. В 1902 г. на Международной художественной выставке в Турине мебель Бугатти с её египетскими, мавританскими и византийскими мотивами получает всеобщее признание. Одна из четырех представленных на выставке комнат, т.н. «комната улиток», которая предназначалась для обедов и бесед, получила такое название по необычайной форме буфета, вмонтированного в спинку дивана, и стульев биоморфических форм «Кобра». Эта мебель принесла Бугатти настоящую славу эксцентричного художника. Стулья и стол здесь покрыты раскрашенным пергаментом и украшены медными вставками с декором в виде изображений стилизованных насекомых.