15.1. Философия культуры славянофилов и западников
Проблемы русской культуры и ее места в мировом культурно-историческом процессе занимали умы многих деятелей русской науки и культуры.
Особого внимания заслуживают «Философские письма» П.Я. Чаадаева. Это произведение вызвало огромный резонанс, заставило глубоко задуматься о сущности русской культуры и русской души. Идеи, высказанные Чаадаевым, хотя и спорны, но крайне существенны. Первое «Философическое письмо» Чаадаева, по сути, привело к оформлению двух основных направлений в русской общественной мысли XIX века, славянофильству и западничеству.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) начал работать над трактатом «Философические письма» (на французском языке) в 1829 г. Эта работа, состоящая из восьми писем, была закончена в 1831 г. Письма адресуются некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. По отношению России Чаадаев был настроен крайне критически: «…мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни то, ни другого». «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих…». Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы… И, в общем, мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений…».
В 1836 году журналом «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо» (от 1 декабря 1829 года). Цензор, разрешивший напечатать это письмо ,был смещен со своего поста, журнал запрещен. Сам Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Цензоры получили указание не пропускать в печать какие-либо критические отклики на письмо Чаадаева. Это письмо было напечатано вторично только в 1906 г. Отрицательное отношение Чаадаева к культуре и истории России, выраженное так сильно в его первом «Философическом письме», несколько сгладилось под влиянием князя Одоевского и других друзей. Известен отпор, который дал А.С. Пушкин Чаадаеву в своем письме. В 1837 г. Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», которая после его смерти была опубликована в Париже русским иезуитом князем Гагариным. Чаадаев пришел к выводу, что бесплодность исторического прошлого России является в известном смысле благом. Русский народ, не будучи скованным окаменелым и формами жизни, обладает свободой духа для выполнения великих задач грядущего. Православная Церковь сохранила сущность христианства во всей его первоначальной чистоте. Поэтому Православие может оживить тело Католической Церкви, которое слишком сильно механизировано. Призвание России состоит в осуществлении окончательного религиозного синтеза. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы в том случае, если она усвоит все, что есть ценного в Европе, и начнет осуществлять свою, Богом предначертанную миссию.
Не следует полагать, что Чаадаев пришел к этому убеждению сразу же в 1836 г. Менее склонным к идеализации Запада по сравнению с тем временем, когда он писал свое «Первое письмо», сделала его Французская революция 1830 года. В 1835 г. в письме к А.И. Тургеневу, за год до выхода в свет «Первого письма», он писал: «…нам нет дела до крутни Запада, ибо сами-то мы не Запад; Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. И почему бы я не имел права сказать и того, проводить национальную политику; что ее дело в мире есть политика рода человеческого; …что все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить: что в этом наше будущее, в этом наш прогресс… таков будет логический результат нашего долгого одиночества: все великое приходило из пустыни». Таким образом, Чаадаев высказывал идеи, близкие к мировоззрению славянофилов, еще до того, как последние развили свое учение.
Славянофилы – представители направления в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшие за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры.
Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов Восточной Церкви и Православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русской национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом Православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.
Западники – представители направления в общественной мысли России середины XIX века, связывавшие культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.
Западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств в православии и имели склонность к преувеличению недостатков русской Церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.
Славянофильство – религиозно-философское учение, рассматривающее Церковь и веру как фундамент, основу всех исторических и общественных реалий. Со своей стороны представители западничества не отличались религиозностью, в философских и исторических построениях придерживались идей секуляризма. В 30-40 годы оба кружка – западников и славянофилов – ежедневно сходились и составляли как бы одно общество. Обсуждались вопросы о том, в чем заключается разница между русским и западноевропейским Просвещением – в одной лишь степени развития или в самом характере просветительских начал, а потому предстоит ли России заимствовать эти начала у Запада или же искать их в православно-русском духовном быте. Важной темой споров был и вопрос об отношении Православной Церкви к латинству и протестантству: есть ли Православие лишь первобытная среда, призванная стать почвой для более высоких форм религиозного миросозерцания, или же оно есть неповрежденная полнота откровения, которая в западном мире под влиянием латино-германских представлений пришла к раздвоению на противоположные полюсы. Сторонники славянофильства сходились в том, что России предстоит миссия заложить основы нового общеевропейского просвещения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне Православия. Только Православию, по их мнению, присуща свободная стихия духа, устремленность к творчеству, оно лишено той покорности необходимости, которая свойственна западноевропейскому обществу с его рационализмом и господством материальных интересов над духовными, что привело в конечном итоге к разобщенности, индивидуализму, разорванности духа на составляющие его элементы. Взглядам основных представителей славянофильской философии – П.К. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина – свойственны общие черты. Во-первых, это – учение о целостности духа; во-вторых – увлечение идеей соборности. Органическое единство не только пронизывает Церковь, общество и человека, но и является непременным условием познания, воспитания и практической деятельности людей. Причем подлинное знание доступно не отдельному человеку, а лишь такой совокупности людей, которая объединена единой любовью, т.е. соборному сознанию. Начало соборности в философии славянофилов выступает как общий метафизический принцип бытия, хотя соборность характеризует в первую очередь церковный коллектив. Понятие соборности обретает у славянофилов широкое значение, сама Церковь понимается как некий аналог соборного общества. Соборность – это множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и ее неотъемлемым признаком является свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Поскольку истина дается только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в народном соборном сознании.
Славянофилы полагали, что, в конечном счете, вера определяет и движение истории, и быт, и мораль, и мышление. Поэтому идея истинной веры и истинной церкви лежала в основе всех их философских построений. Славянофилы были убеждены, что только христианское мировоззрение и Православная Церковь способны вывести человечество на путь спасения, что все беды и все зло в человеческом обществе происходят, потому что человечество отошло от истинной веры. Славянофилы не отрицали достижений западноевропейской культуры, высоко ценили внешнюю обустроенность западной жизни, с глубоким уважением относились к западноевропейской науке. Но их активное неприятие вызывало господство индивидуализма, разъединенность, раздробленность, обособленность духовного мира людей, подчинение духовной жизни внешним обстоятельствам, господство материальных интересов над духовными.
Из наиболее известных объединений западников можно выделить кружки Станкевича и Герцена. Публицист Чичерин называл их «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». Главными вопросами, которые поднимали западники были: кто мы, откуда, какова наша роль и предназначение в истории, и каким будет или должно быть будущее России? В отношении к прошлому, в восприятии настоящего они были солидарны со славянофилами. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились. Обычно принято считать, что главным пунктом расхождения между двумя «партиями» была их противоположная оценка петровских преобразований. Но этот пункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже – они касались отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещению.
Славянофилы также были сторонниками образованности и просвещения, но считали необходимым искать в культуре истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы.
Соотношение интеллектуальных сил и задач западников и славянофилов хорошо обозначил И. Бердяев. Он отмечал, что словянофилы поставили перед русским сознанием задачу преодоления абстрактной мысли, перехода к конкретности, требование познания не только умом, но также чувством, волей, верой. Это остается в силе и если отвергнуть концепцию истории славянофилов. Славянофилы не были врагами и ненавистниками Западной Европы… Они были просвещенными европейцами. Они верили в великое призвание России и русского народа, в скрытую в нем правду, и они пытались характеризировать некоторые оригинальные черты этого призвания. И в этом было их значение и заслуга: Киреевский вначале был западником и издавал журнал «Европеец», русскую культуру он считал лишь высшей ступенью западной.
Западники были такие же русские люди, как и славянофилы, они любили Россию и страстно хотели для нее блага. Ранние славянофилы не были врагами Запада. Например, Алексей Хомяков в своих стихах писал: «О грустно, грустно мне; ложится тьма густая на дальнем Западе, в стране святых чудес». В целом, по его признанию, на Западе «душа убывает».
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур