logo
Пособие кафедры Раздел 2 / РАЗДЕЛ 2

16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.

В XIX — начале XX в. в Беларуси развивались сложные социально-политические процессы, обусловленные распадом феодально-крепостнического строя, формированием буржуазных отношений, что отражалось и в культурной сфере. Кроме того, на развития культуры белорусского народа повлияли многие события: Отечественная война 1812 г., первая мировая война, восстания 1794, 1830—31 и 1863—64 гг., революционные события 1905 и 1917 г., политика полонизации, а позд­нее — русификации.

Однако, несмотря на эти и другие осложняющие и негативные обстоятельства и процессы, одновременно с подъемом экономики, активизацией социальной и политической деятельности наблюдалась консолидация белорусов, происходило возрождение их языка, росли духовные потребности общества, пробуждался интерес к своей истории и культуре. В рассматриваемый период возникли новые стили и жанры художественного творчества, было создано множество прекрасных произведений литературы и искусства, получили признание самобытные деятели культуры. Все это содействовало формированию белорусской нации, качественному росту ее культуры и самосознания, укреплению духовного единства и творческих связей с другими национальностями, проживавшими на одной территории.

Образование

В результате деятельности Образовательной комиссии к концу XVIIIв. на территории Беларуси сформировалась своеобразная система образования и просвещения, включавшая в себя школы, приходские училища и другие формы обучения. Сотни молодых людей учились в университетах Европы, в состоятельных семьях обучением детей занимались домашние учителя. Свой вклад в развитие образованыя и культуры вносили церковные братства и различные монашеские ордены. Открывались новые учебные заведения светского характера.

После завершающего этапа присоединения белорусских земель к России царское правительство в 1803—1804 гг. начало реформу образования, которая затянулась на четверть столетия. Было создано Министерство народного образования, которому подчинялись 6 учебных округов. Территория Беларуси вошла в состав Виленского учебного округа, опекуном которого назначили князя А. Чарторыйского.

Главным центром учебного и административного управления учебными заведениями округа стал Виленский университет, созданный 18 мая 1803 г. на базе Главной Виленской школы. Обучение велось на четырех факультетах: моральных и политических наук, физико-математическом, медицинском, литературы и свободных искусств. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу (обсерватория, зоологический музей, ботанический сад, библиотека, аптека, множество кабинетов, три клиники). Здесь работали опытные педагоги-ученые (историк И. Лелевель. медик А. Бекю, астроном М. Почобут-Одляницкий и др.). Все это позволило Виленскому университету сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы. Отсюда распространялась передовая общественно-философская и эстетическая мысль; здесь царил дух вольнодумства, действовало общество филоматов (1817—23), издавались работы по истории белорусского народа, его языка и культуры. Из Виленского университета вышло немало знаменитых ученых, литераторов, художников, путешественников, общественных деятелей.

Накануне образовательной реформы в Беларуси насчитывалось около 130 начальных школ. В Могилеве и Полоцке (с 1789 г.), а также в Минске (с 1793 г.) действовали главные, а в поветовых городах — малые народные училища. В ходе реформы создавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников, неполные средние и средние специальные училища ‑ для детей буржуазии и гимназии — для детей дворян. Реформа носила сословный характер. В уездных городах открывались четырехлетние училища, а в губернских - гимназии с семилетним сроком обучения. Первая гимназия появилась в 1805 г. в Свислочи. Основным языком обучения в то время являлся польский. Реформа до некоторой степени усилила сословное, образовательное и даже национальное разделение общества.

В Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах все еще действовали иезуитские учебные заведения, однако после запрета в 1820 г. деятельности иезуитского ордена в России закрылись все его учебные учреждения. Эта же судьба постигла Полоцкую академию, созданную в 1812 г. на базе иезуитского коллегиума. Существовали особые учебные заведения для евреев, в тот период составлявших значительную часть городского населения.

Однако перемены в общественной жизни, переход к капиталистическим отношениям требовали развития образования, особенно специального. В связи с этим программы учебных заведений перекраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. Их учили выполнять усложняющиеся управленческие функции.

В русле этой политики в 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). В те годы она была единственным высшим учебным заведением в Беларуси и первой высшей сельскохозяйственной школой в России. В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа (просуществовала до 1921 г.).

Основными типами школ в системе начального образования в сельской местности были народные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах — приходские, поветовые и городские училища. В основном школы открывались там, где население соглашалось содержать их за свой счет. Размещались они, как правило, не в специальных зданиях, а в приспособленных наемных помещениях, даже в крестьянских домах.

В начале XXв. революционные события, с одной стороны, и рост капиталистических отношений — с другой, вызвали некоторые положительные сдвиги в развитии образования. Вместо церковноприходских школ открылись народные училища, а городские училища были в 1912 г. преобразованы в высшие начальные училища. Расширилась сеть государственных и частных средних школ — гимназий и реальных училищ.

Дальнейшее развитие получило профессиональное образование. В начале 1910 г. в Беларуси действовало 66 железнодорожных, сельскохозяйственных, ремесленных и других специальных школ и училищ. Для взрослого населения открывались воскресные школы, вечерние смены и курсы. Кроме того, возникли народные университеты, просветительские рабочие объединения. Всего накануне Октябрьской революции 1917 г. на территории Беларуси существовали 15 мужских гимназий, 7 реальных училищ, 14 женских гимназий, 3 духовные семинарии, а также Полоцкий кадетский корпус. В 1911—14 гг. в Витебске работало отделение Московского археологического института. Передовая общественность требовала открыть в Беларуси университет, но до Октябрьской революции вопрос не был решен. Для подготовки педагогов в 1909—16 гг. открыли 5 учительских семинарий и 3 учительских института (в Витебске, Минске, Могилеве), но они не имели статуса вуза.

Подъем национально-демократического движения в Беларуси привел к усилению внимания к коренной национальной культуре, белорусскому языку, белорусским школам. Педагогические общества и деятели белорусской культуры выступали за создание белорусской национальной школы. За обучение на родном языке высказался съезд учителей в Вильно (1907). Среди сельского населения православного вероисповедания получили распространение «тайные» русско-белорусские школы. В них использовались учебники К. Каганца «Першая навука чытання», Тетки «Першае чытанне для дзетак беларусаў», Я. Коласа «Другое чытанне для дзяцей беларусаў», а также произведения белорусских писателей.

Большое значение для распространения знаний имели библиотеки (публичные, частные, учебных заведений). Только в Полоцкой академии в 1812 г. насчитывалось около 40 тыс. книг, рукописей, королевских грамот, редких изданий. При большинстве гимназий работали книжные магазины. Всего в 1914 г. в Беларуси действовала 851 библиотека с книжным фондом 423 тыс. экземпляров.

Значительный вклад в развитие и пропаганду белорусского национального образования и культуры внесли газеты «Минский листок» (1886—1902), «Витебский листок» (1898—99), «Белорусская жизнь» (1909—11), «Беларус» (1913—15, Вильно), «Северо-Западный край» (1902—05) и др. Все это свидетельствует о качественном развитии белорусской культуры, усилении на новой волне национально-демократического движения, ориентации этносоциальных слоев на белорусскую культуру и белорусские школы, в чем немалая заслуга принадлежала периодическим изданиям, созданным самоотверженными деятелями национального просвещения.

Устное народное творчество и литература

Необходимо отметить, что социодинамика белорусской культуры конца XVIII – XIX вв. характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось «перейти» на иной уровень — народной, фольклорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой. Начиная с XIX в. белорусская культура приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения, которая не имеет продолжительной интеллектуальной полосы преобразования через образованный пласт общества.

В результате возникла историческая ситуация, когда национальная культура возрождалась и развивалась дальше на живом народном говоре, на духовной основе народных низов, вместе с процессом формирования новой (в первоначальном образе крестьянской) интеллигенции. Таким образом, в генетической основе белорусской культуры лежит богатый фольклор. Продолжительное и широкое его существование формировало устойчивые образно-мифологические и образно-фольклорные представления в крестьянской среде, которые позже будут плодотворно питать письменную национальную литературу.

Новый белорусский литературный язык (и основанная на нем национальная литература, возникает в XIX в. на действительно народной основе и значительно отличается от «русского» письменного языка, распространенного на Беларуси в период ВКЛ.

Становление новой белорусской литературы проходило в условиях рас­пространения романтизма, пришедшего на смену классицизму. Представители романтизма заслужили признание тем, что отбросили старые догмы и схемы, сдерживавшие свободу и фантазию художника, освободили культуру от засилья античных тем, сюжетов и образов, обновили художественные формы и пропагандировали взаимопроникновение искусств. Романтизм стимулировал литературный процесс, способствовал ориентации писателей, как и всех деятелей культуры, на живой белорусский язык и фольклор, на изучение и художественное отражение устного народного творчества и быта народа. В этот период продолжали так же вызывать интерес древняя обрядовая поэзия, сказки, предания, мифы, песни.

Из-за враждебного отношения царской власти к белорусскому художественному слову в первой четверти XIXв. литература оставалась в основном анонимной, распространялась устно и в рукописях. Однако в 1840-е гг. произведения стали издаваться. До нашего времени дошли такие известные работы, как «Гутарка Данілы са Сцяпанам», «Вось які свет стаў», «Панаматя» и другие, отражавшие мысли и настроения белорусских крестьян. В них утверждалось право крепостного крестьянина называться человеком, осуждался несправедливый социальный строй.

Наиболее талантливыми и значительными произведениями белорусской анонимной литературы признаны поэмы «Энеіда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Современные исследователи считают, что их авторами, скорее всего, были соответственно В. Равинский (1786—1854) и К. Вереницын (1834—1904). Поэмы привлекли внимание к жизни и быту белорусского народа, оказали плодотворное воздействие на развитие всей белорусской литературы.

Характерной особенностью художественной литературы первой половины XIXв. была ее тесная связь с фольклором. Я. Чечот, Я. Борщевский, А. Мицкевич и другие ученые-литераторы со страстной заинтересованностью и целеустремленностью собирали, обрабатывали и интерпретировали песни, предания, сказки, пословицы белорусского народа. Изучение истории и фольклора края убеждало в самостоятельности белорусского этноса и самобытности культуры, стимулировало писателей творить на белорусском языке. К сожалению, многое из написанного, но не напечатанного погибло.

В первой половине XIXв. начал творческую деятельность один из зачинателей новой белорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург, композитор и актерВинцук Дунин-Марцинкевич (1807—84). Именно ему белорусы и белорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душу своего народа. Он — первый в полной мере профессиональный белорусский писатель, мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке. Его творческая манера соединяла черты разных художественных стилей и течений: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый план Дунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократические проблемы.

Опираясь на белорусский фольклор, писатель-романтик поэтизировал духовную красоту и благородство крестьян, их острый ум, воспевал героическое прошлое своего края. В 1846 г. он написал либретто первой белорусской комической оперы «Сялянка» («Идылія»). Комедия высмеивала пороки помещиков, подчеркивала высокие нравственные качества крестьян, с поэтическим лиризмом отражала лучшие качества белорусской женщины. В 1859 г. Дунин-Марцинкевич перевел на белорусский язык поэму А. Мицкевича «Пан Тадеуш», но после опубликования первой части дальнейшее ее издание власти запретили. Им написаны книга «Гапон» (1855), пьесы «Пінская шляхта» (1866), «Залёты» (1870) и ряд других крупных произведений.

Последовательным заступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом был Франциск Богушевич (1840—1900) — писатель, поэт, публицист, переводчик. В своих произведениях он защищал свой народ, белорусский язык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков, 1891) Богушевич говорил о достоинствах белорусского языка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречь свое главное национальное богатство. Не сохранив язык, белорусы исчезнут как нация, предостерегал пламенный публицист.

Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891—1917), автор сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкія ткачыхі», «Пагоня», «Веранька», «Зорка Венера», а также ярких философско-публицистических работ.

Творчество Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национального самоопределения белорусов, идеями демократии и гуманизма. Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусской государственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новой белорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он дал систематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, всей отечественной культуры отXIIдо началаXXв. во взаимосвязи с общеславянским и общеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и начал разрабатывать ряд методологических вопросов научной историографии, высказал идею о закономерном нарастании дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавший широким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этнической консолидации и национального самоопределения белорусского народа, взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в истории белорусов. В статье «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразил тенденции и этапы национально-освободительного движения в БеларусиXIX— началаXXв. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в истории развития белорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.

В начале XXв. начал печатать свои произведения гениальный поэт, выдающийся деятель белорусской литературыЯнка Купала (Иван Луцевич, 1882—1942). К раннему периоду относятся его сборники «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Шляхам жыцця» (1913). Одна за другой появлялись его поэмы «Курган», «Бандароўна», «Яна і я», «Магіла льва», «Сон на кургане» и др.; пьесы «Паўлінка», «Прымакі», «Раскіданае гняздо» и другие произведения.

Примерно в то же время пришел в литературу его соратник Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882—1956) — яркий поэт, драматург, критик, публицист, ученый, педагог, один из основателей современной белорусской литературы и белорусского литературного языка.В дооктябрьский период им были написаны и изданы сборники «Пест жальбы», «Родныя вобразы», учебник «Другое чытанне для дзяцей Беларусаў», начата работа над поэмами «Сымон-музыка» и «Новая зямля».

О драматичном для белорусской нации периоде истории, которым явился XIX в. можно говорить, как о бесконечной борьбе между собой великопольских и великорусских интересов за умы и сердца белорусов. Эта борьба велась с переменным успехом и была сильнейшим фактором, тормозившим развитие собственно белорусской национальной идеи, поскольку враждующие стороны за это время сформулировали, обосновали и укоренили в общественном сознании значительное количество стереотипов, которые не только содействовали процессам денационализации белорусской интеллигенции, но и влияли на рост аполитичных настроений в народной среде. Однако XIX в. стал временем возрождения славянских народов вообще, не имеющих своей государственности. Это проявилось в росте интереса в первую очередь к этнографии, истории, филологии, в образовании объединений, культурных учреждений и периодических изданий. Белорусский народ эти процессы тоже не обошли стороной. Началась широкая работа по изучению исторического прошлого, зарождалась и развивалась археологическая наука, интенсивно проводилась запись фольклорных материалов, осмысливалась особенность белорусов, налаживались личностные контакты с представителями других славянских народов. Появился ряд известных научных исследователей, которые подготавливали процессы формирования самосознания белорусов (А. Киркор, П. Шпилевский, К. Тышкевич, Е. Карский и др.).