15.5. Философия культуры Павла Флоренского
Павел Флоренский занимает особое место в русской философии. Священник, богослов, философ, ученый естествоиспытатель, историк, литератор, его называли «русским Леонардо». Одна из основных идей Павла Флоренского: вся культура – из храма. Не случайно совпадение терминов « культ», «культура», «культивация земли». Согласно Флоренскому, нет ничего, что должно оставаться в жизни безрелигиозным, без связи с культом. Идеальная культура как бы концентрическими кругами располагается вокруг культа. Вне связи с культом ничего не должно быть (он имел ввиду и структуру власти, и экономику, и науку, технику, искусство – все у него вытекает из связи с культом). То, что не связано с культом, отрывается от священного корня, зависает в небытии – в лучшем случае это можно оценивать как пребывание в состоянии блуда, а в худшем – как преступление.
Флоренский развертывает философию культа, привлекая свою любимую платоновскую тему двух миров – высшего и низшего, небесного и земного. Культ у него предстает как связующее звено между небесным и земным миром, нечто вроде светоносного огненного столпа, соединяющего небо и землю. Энергии с неба изливаются посредством культа в наш мир и растекается по всем областям творчества. Такова общая предпосылка, из которой вытекают все конкретные следствия.
Задача христианского мыслителя, считал Флоренский, состоит в том, чтобы культуру сделать предметом воцерковления. Он использует то, что уже было в русской философии – теургию Соловьева как священную задачу искусства. Искусство должно выполнять задачу преображения мира средствами художественными. Флоренский понимает теургию (феургию) как «искусство богоделения». Теургия как бы распространяет энергии культа на разные сферы деятельности человека. С одной стороны, она их соединяет, так что вне теургии не должно быть ничего – ни пения, ни художественного творчества, ни философских и политических идей. В теургию также включается архитектура, на каком-то далеком пределе – наука, власть (у Флоренского теургична только монархическая власть, и никакая другая). Теургия – это организация всех видов творческой деятельности в культуре, преображение их всех, и не только всех видов деятельности, но и всей человеческой жизни (поведения – бытового, общественного, в храме).
Все внетеургические автономные области культурного творчества неприемлемы, они не имеют морального, духовного права на существование. Благодаря теургии культ становиться, как выразился Флоренский, «бутоном культуры», причем быть бутоном культуры – не символ, а реальность, хотя это и образное высказывание. Соответственно и человек, действующий теургически, - это homo lituqis (человек – существо религиозное, литургическое). «Культовый человек есть Человек, и культ к человечности не прибавляет нечто чужое, но, напротив, очищает человечность от случайностей, делая из эмпирического художественное создание»*.12. Понятно, что общепринятая в светской культуре формула homo sapiens (человек разумный) его не удовлетворяла. Человек – прежде всего существо религиозное, а уж потом разумное. Одного другого не отрицает, но важна иерархия.
«Изящные искусства, исторически суть выпавшие из гнезд или выскочившие звенья более серьезного и более творческого искусства – искусства Богоделания. Феургия – как средоточная задача человеческой жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла - была во времена древнейшие точкою опоры всех деятельностей жизни; она была материнским лоном всех наук и всех искусств»*.13.
В философии культа Флоренский отводит очень важное значение участию человека в богослужении, в таинствах Церкви. Культ для него - это совокупность богослужебных норм, действий и правил. «Что же до возражений о непонятности культа, то и тут разговор короток: для того, кто не может или не хочет вжиться в культ, разумеется, он – не только нем, не говорит ничего, но и, более того, - насквозь бессмыслен. Но такому – сколько ни толкуй о культе, все равно культ, сам культ, не заговорит перед ним и останется столь же странным. Это отнюдь не будет пониманием культа, если по поводу культа наш исследователь припоминать какие-то объяснения какого-то толмача: во-первых, культ вообще невыразим, а во-вторых, если он существенно нем сам по себе, то где же гарантия, что толмач не напутал, а то и сознательно миновал истину в своих толкованиях культа? Кому культ не говорит, - с тем бесполезно говорить и толмачам»**14.
Верно, что человек, входя в церковную жизнь, начинает понимать богослужение изнутри. Нет смысла изучать культ абстрактно, не входя в литургическую жизнь Церкви. В действительности люди, глубоко воцерковившиеся, помогают другим входить в жизнь Церкви, в богослужение, в таинства. Отношения культа и философии – еще одна из важных тем «Философии культа». Он проводит такой круг идей: сначала была феургия, затем она ослабела и появилась мифология, а когда мифология ослабела, то появилась философия, которая прошла свой круг блудного сына. Сначала она ушла вдаль от религии(языческой), но весь тысячелетний круг развития античной философии окончился неоплатонизмом, который означал реставрацию всего язычества в рамках философии. Так «беглая дочь» своей древней матери, изжив свои страсти на стороне, отбушевав и закончив свое бунтарство, вернулась в родной дом – к древнему языческому пантеону.
Флоренский писал, что и современная философия, оторвавшись от христианских корней, рано или поздно должна вернуться и воцерковиться. Воцерковленная христианская мысль будет иметь ядром откровение, догматику, теологию, а догмат должен быть центром философской мысли. Аналогичную точку зрения высказывал и другой русский философ Сергий Булгаков. Но общепринятой она не стала. Семен Франк, например, предпочел разделить области компетенции философии и богословия: религиозно-философская мысль оставила догматы богословию, что не означает измены Христу. Спор давний, но окончательный итог ему еще не подведен.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур