logo
Пособие кафедры Раздел 2 / РАЗДЕЛ 2

13.2. Христианизация восточных славян

Второй этап в истории древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия – с конца X и до середины XIII в. Это время существования Киевской Руси, которая в течение полутора веков была единым процветающим государством, а затем распалась на отдельные княжества.

Ко второй половине IX в., в условиях завершающегося разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества и государства, языческие политеистические верования пришли в противоречие с интересами феодальной верхушки, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на восточнославянских землях, нужен был общедержавный религиозный культ. Поэтому важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 году. Это была настоящая духовная революция, разрушившая языческий фатализм и абсолютное спокойствие духа, бывшее следствием отсутствия свободы воли в языческом мировоззрении. Начинается длительный путь осознания личности в человеке, чему особенно способствовала идея Христа как богочеловека. Принятие христианства породило новую систему духовных и культурно-исторических ценностей, которые составили основу организации русского этноса по меньшей мере на целое тысячелетие. В самом общем смысле о процессе христианского просвещения можно сказать, что он не только способствовал смягчению нравов язычников славян, выразившемуся в частности, в отказе от человеческих и прочих кровавых жертвоприношений и идолопоклонства. Просвещение христианством утвердило в народном сознании новые нормы поведения, основу которых составили идеи любви к себе подобному, ближнему, а также идеи милосердия, терпимости, соборности, уважения к светской и религиозным властям, душевной чистоты и т.п.

Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший судьбу восточных славян. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада.

Возникает вопрос: почему из всех известных тогда религий князь Владимир, креститель Руси, канонизированный впоследствии как святой, избрал в качестве общегосударственной религии именно христианскую религию в ее греко-православной форме?

Отдавая должное политическому фактору, следует также обратить внимание и на такую неожиданную сторону выбора, как красота. В «Житии великого князя Владимира» сообщается, что на его решение повлияли красота константинопольского храма св. Софии и великолепие православного богослужения. Немаловажное значение имела и возможность совершать обряд и вести службу на родном языке.

Жители Киевской Руси постепенно начинают усваивать христианское мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение вечно существующего мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение, веру, посредством созерцания и мистического прозрения.

Проникая постепенно в духовную жизнь, бытовой уклад русского общества, христианство с его учением о любви и милосердии производило глубокую нравственную перемену также среди княжеского рода и лучших его представителей. Так, князь Владимир, в молодости развратный и жестокий, словно переродился после крещения. Конечно, летописец идеализирует христианский образ князя, однако, как известно, в памяти народной он запечатлен щедрым и ласковым Владимиром Красное Солнышко, которого воспевают и прославляют многочисленные русские былины.

Кроме этого, церковь внесла в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи как пожизненного, освященного Богом союза мужа и жены, скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого. Она резко выступала против прежних греховных обычаев многоженства и прелюбодеяния. Боролась церковь и против других пережитков языческого быта, в частности, против кровной мести, которая в XI в. была законодательно отменена сыновьями Ярослава Мудрого.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные контакты с Византией. Эти влияния удачно соединились с культурой языческой Руси, уже подготовленной к этому времени к восприятию новых сложных идей, в том числе и в области художественной культуры, что и дало в совокупности удивительный синтез, создавший великолепную культуру домонгольской Руси.

Исключительно важным и плодотворным было культурное подвижничество церкви в Древней Руси. Церковь явилась на Русь в «славянском обличии», со славянским богослужебным языком, близким и понятным народу. Она способствовала распространению письменности, основанной на старославянском, точнее церковнославянском, алфавите, составленном просветителями славян братьями Кириллом (827‑869) и Мефодием (815‑885) во второй половине XI в. Поэтому византийское христианство смогло очень скоро укорениться, «обрусеть» и даже срастись с душевным складом русского народа, сделаться его национальной религией. Принесенная из Болгарии церковнославянская (или древнеболгарская) письменность послужила основой для развития русской письменности и выработки древнерусского литературного языка. Таким образом, православная церковь закладывала основы национальной русской культуры.

Культура Киевской Руси быстро развивалась. За короткий срок был освоен значительный культурный пласт прошлого опыта, наработанного европейской и особенно византийской культурами. Строятся храмы, распространяется грамотность, вводится летописание, расширяются культурные и торгово-экономические связи.

Важной заботой Ярослава Мудрого, сына Владимира Крестителя, становится создание собственной интеллигенции: ученых, писателей, философов, которые помогли бы сформировать новые идеологические основы Киевского государства. К тому же именно при Ярославе возникает институт русского монашества, начинают строиться монастыри.

И в киевский период, и в последующей истории восточных славян монастырям принадлежала громадная роль в нравственном состоянии общества и его духовном воспитании. Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создали их на свои средства. Монастырей, основанных подвижниками, было немного. Позже они стали образовываться как добровольные объединения людей, желающих иметь максимальную возможность строить жизнь в соответствии с собственной совестью, добровольно избранной и ими самими определяемой «духовностью», иметь прибежище для избавления от греха. По утверждению Церкви, монашеский идеал всегда служил в православии духовно-нравственным ориентиром для каждого благочестивого христианина. Он задавал определенную систему координат и вектор развития религиозного сознания, и, прежде всего, то, что природа русского народа сознается как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ; она зовет к свободе от обустройства в земной жизни, к аскетическому отречению от мира.