15.2. Почвенники о создании собственной культуры
Ранних славянофилов сменили почвенники. Они не искали прообраз идеальной соборной жизни в Древней Руси, а хотели опереться на «почву», на духовную жизнь и силу народа. Проторей Василий Зеньковский писал: «Народ в его историческом развитии в современном состоянии, в полноте его реальных сил и духовных запросов есть «почва», вне которой немыслимо продуктивное творчество». Сюда же относится идея всечеловеческого синтеза как задачи, стоящей перед Россией. Известны характерные строки из объявления о выходе в свет органа «почвенников» – «Времени» (строки эти написаны Ф.М. Достоевским): «Мы знаем теперь, что не можем быть европейцами… мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная нация в высшей степени самобытная, и что наша задача – создать себе новую форму – нашу собственную, родную, из почвы нашей взятую; мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея может быть синтезом всех тех идей, которые с таким мужеством развивает Европа…, что все существенное в этих идеях найдет свое применение и дальнейшее развитие в русской народности»*1.
Аполлон Григорьев (1822-64) считал прежних славянофилов слишком теоретичными. Православие, по его оценке, выражает глубину жизни русской души. Важны, считал он, яркие характеры, вера, которая веками формировала отцов, дедов и прадедов, их вера, красота, сила и жизненность. Григорьев призывал твердо опереться на народную почву – глубинную основу жизни. Главным в этой глубине он признавал Православие. Это имело немало положительных сторон, потому, что отрыв от него был пагубным для образованного русского общества. Григорьев не был ярым антизападником и понимал, что быть православным – не значит враждовать с европейской культурой. Но он, как и многие тогда, остро чувствовал, что западная культура ослабела и надломилась.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) писал, что на Западе он видел лишь дорогие его сердцу могилы, воспринимал Запад как красоту, похожую на кладбище, где невозможно жить. Достоевский писал, что нам не следует становиться во всем европейцами, что мы – в высшей степени самобытная нация и способны к созданию собственной культуры. Культуру Достоевский рассматривал через актуализацию вопросов о человеке. В довольно позднем тексте (Дневник за 1877-й год) Достоевский писал: «величайшая красота человека… величайшая чистота его… обращается ни во что, проходят без пользы человечеству… единственно потому, что всем этим дарам не хватило гения, чтобы управлять этим богатством». В этих словах очень ясно выражен один из полюсов основной историософской антиномии у Достоевского – вера в скрытую святыню в человеке, но и признание, что для плодотворного действия этой святыни не хватает умения управлять ее богатством. Вся философская значительность Достоевского все его идейное влияние в истории русской мысли в том и заключались, что он с, изумительной силой и глубиной раскрыл проблематику религиозного подхода к теме культуры. Писатель ставил перед собой задачу: прямо показать Истину. Истина для него – Иисус Христос. Вся культура пронизана христианскими началами. Они не исчезают, даже если человек отказывается их замечать и воспринимать. Но христианство может наполнить действительность подлинным смыслом. Об этом высшем смысле, о святости как заданности, а не данности пишет Достоевский.
«В русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ»…*2 Поэтому судить о русском народе следует не по тем мерзостям, которые он творит, а по тем святыням, о которых он вздыхает. В способность человека к покаянию и преображению Федор Михайлович глубоко верил.
Антропология Достоевского касается последних глубин человеческого духа, вскрывает непобедимую силу этического начала в человеке, но и помутнение человеческого сердца, в силу чего прямой путь к добру закрыт. Свобода вобрала в себя «семя смерти» в глубине души, замутненной грехом, завелся смрад и грех, – но сила добра продолжает жить в человеке. Лишь через страдания и часто через преступление человека освобождается от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. Оттого и говорит Алеша о старце Зосиме («Братья Карамазовы»): «В его сердце тайна обновления для всех, – та мощь, которая наконец установит правду на земле…».
Антропология, этика, историософия, проблема теодицеи – все это трактуется Достоевским остро и глубоко. Особое значение имеет то, что Достоевский поставил проблему культуры внутри самого религиозного сознания. То пророческое ожидание «православной культуры», которое впервые зародилось у Гоголя и которое намечало действительно новые пути исторического действования, впервые у Достоевского становится центральной темой исканий и построений.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур