15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
Философские, религиозные, научные искания конца ХIХ начала ХХ веков в России сопровождались ростом периодических и научных изданий, что способствовало трансляции идей, знакомству и диалогу с другими идеями и мыслителями.
Наблюдается увеличение численности газет (если в конце ХIХ в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках), рост их тиражей. Крупнейшие издательства – И.Д. Сытина, А.В.Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении народа, распространении произведений русских и зарубежных авторов.
Значительно расширилась сеть периодической научной литературы. Если в 1855 г. выходило всего 61 научное издание, то в 1900 г. их насчитывалось уже 525.
Народное образование в царствование Николая II достигло высокого развития. Менее чем за 20 лет ассигнования Министерству просвещения с 25, 2 млн.руб. возросли до 161, 2 млн.руб. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои средства из других источников ( школы военные, технические или содержавшиеся местными органами самоуправления).
В начале 1913 г. бюджет народного просвещения России достиг по тому времени колоссальной цифры – 500 млн.руб. золотом. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого времени ежегодно открывалось около 10 тыс.школ. В 1913 г. число их превышало 130 тыс.По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в начале ХХ в. первое место в Европе, если не во всем мире.
В то время как на Западе, особенно в США и Англии, плата за обучение в высших заведениях колебалась от 750 до 1250 долл. в год, в царской России студенты платили от 50 до 150 руб. (т.е. 25-75 долл.). При этом неимущие студенты очень часто освобождались от какой-либо платы за обучение*.15
В российской науке появляется новое созвездие имен в гуманитарных дисциплинах (философии, культурологии, социологии). Появляется ряд философских работ, авторы которых стремятся осмыслить исторический путь и будущность России. Это время поэт Н.Гумилев назвал «Серебряным веком». На религиозный Ренессанс Серебряного века оказал очень сильное влияние Владимир Соловьев, его метафизические искания. Серебряный век - это искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Карсавин, П.Флоренский, С.Франк, Г.Федотов, А.Лосев, Н.Лосский, Б. Вышеславцев. В 1922 г. большинство из них были вынуждены покинуть Россию под угрозой расстрела.
Историческое время, которое охватывает Серебряный век, простирается от начала века до 1922 г., когда ушел в Европу философский пароход с выдворенной из России русской философией на борту. Этот своеобразный век был продолжен первой «волной» русской эмиграции. Не все, кто жили, творили в это время в России, питались идеями Серебряного века, но все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Что нового он дал русской культуре?
Серебряный век создает свою особую социокультурную среду, где вопросы философии, истории, религии, культуры, поэзии обсуждались, развивались, становились чертами сознания и мышления. К этой среде могут быть отнесены дома Трубецких, Соловьевых, Брюсова в Москве, собрания у Мережковского и Гиппиус, так называемая башня Вяч. Иванова в Петербурге, где обсуждалась поэзия Серебряного века. Культуру «среды – места» дополняли многочисленные религиозно-философские общества: «Московское психологическое общество», памяти Вл. Соловьева и многие другие. Н. Бердяев даже после 1917 г. хотел создать «Вольную академию духовной культуры». Он создал ее позднее в эмиграции, в Берлине.
Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ в. явилась реакцией на негативные стороны рационалистического антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент, прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, любовь, добро и др. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например, в творчестве Н.Бердяеева), однако он отнюдь не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности к созиданию гармонии. Для русских религиозных философов (Вл. Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и др.) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель. Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур