Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных
направлений архитектуры на Беларуси. Определите взаимосвязи памятников архитектуры середины XIX - начала XX века с их историческими прототипами.
После присоединения рп к российской империи города начали строить по принятому там образцу-геометрически. Прямоугольные системы улиц и прочее.
Стиль классицизма, являлся ярким образом мыслей людей того времени. Идеи служения государству и стране, вторичность собственных желаний, стремление к светлому будущему и прочее бла-бла. Архитекторы продолжают использовать формы античности, но трактуют их проведя противоположно стилю барокко. Композиции зданий утрачивают складность и художественность фасадной плоскости. Контрасты арх. Форм сменяются на плоскость, упрощенность форс, их протяженность и равномерность ритма.
Наибольшее распространение получили формы дорического ордера, но порой для украшения интерьера использовался коринфский.
Архитектура становилась невыразительной из-за появления типовых сооружений. Почти что отсутствует орнамент и и скульптура, увеличивается пролет между колоннами. Появляется руст.
Большее количество общественных зданий
Эклектика появляется ближе к половине 19 века.
Популярно все нео.
Потом бла-бла модерн
Совсем по другому пути шло строительство православных храмов- у русска-византийском стиле.
Бла-бла. Как-нибудь растянуть
Примеры:
Троецкое предместье
Преображенский костал в Воверке(гроденская область)
Доходный дом в витебске
Торговые ряды в новогрудке
Гостиница европа
Городской театр в могилеве
Городской театр в минске
Здание женской Мариинской гимназии в Минске (возле вокзала)
Собор св Петра и Павла в Гомеле
Косцел св. Михаила в Нецечи.
Костел рождения Божьей Матери в Браслове.
Костел св Духа в Минске
Мемориальная Каплица в Гомеле.
Костел Симона и Алены.
Опишите особенности становления профессиональной живописной школы на Беларуси в XIX веке. Сравните трактовку образа человека и художников-классицистов и романтиков. Охарактеризуйте развитие графического искусства XIX века. Назовите значительных деятелей искусства этого времени, приведите примеры их произведений.
Смуглевич, рустэм, алишкевич
Выдающимся представителем белорусской живописи в 1-й половине XIX в. был Иван Трофимович Хруцкий (1810—1885), который является основоположником классического натюрморта. Меньше известен мастер как портретист. Как часто водится, в последние годы художник мало писал из-за бедности, живя в местечке Захарничи. В 1885 г. был похоронен на местном кладбище. 2-я половина столетия представлена такими именами, как Казимир Альхимович, Аполинарий Горавский, Никодим Силиванович и др.
Казимир Альхимович (1840—1917). На протяжении большей части своей жизни Альхимович прожил в изгнании, вдали от родины, в своем творчестве он оставался верен белорусскому народу. Родился художник в селе Дамброве лидского уезда, Гродненской губернии в семье небогатого белорусского шляхтича. Первые навыки в живописи получил в гимназии Вильно.
В 1863 г. он участвует в восстании, за что был выслан в Сибирь и находился там до 1869 г. В начале 70-х гг. Альхимович поселился в Варшаве, жить на родине запрещалось, Но несмотря на это Альхимович часто бывал на гроденщине и собирал материалы для своих исторических и бытовых полотен.
В Варшаве он продолжил живописное образование в знаменитой рисовальной школе Войцеха Герсана, выпускника петербургской Академии художеств. А в 1873 г. он закончил Академию художеств в Мюнхене и на 4 года уехал в Париж. В Варшаву в 1880 г. он вернулся уже известным художником.
Его привлекает белорусская история (“После битвы”, “Оборона Альштына”, “Похороны Гедемина” и др.). Всемирную известность имела картина “Похороны Гедемина”, посвященная событиям 1341 г. Она экспонировалась в 1887—1888 гг. на выставках в Варшаве, Петербурге, Львове, Сан-Франциско, где была удостоена высших наград. В конце 80-х гг. он создает исторические полотна “Смерть Михаила Глинского в темнице” и “Подготовка к смерти Самуила Сборовского”, в которых воскрешает героическое прошлое белорусского народа.
Параллельно художник создает работы в бытовом жанре (“Жниво”, “Дожинки”, “Хата крестьянина” и многие др.), они посвящены крестьянству, батракам, крестьянским детям. До конца дней своих художник остался верен реалистической манере письма. Работы мастера находятся в польских и литовских музеях.
Аполинарий Гилярович Горавский (1833—1900) родился в деревне Уборки Минской губернии (Осиповичский район, Могилевской области) в обедневшей дворянской семье. В 10 лет его отдали в Брест-Литовский кадетский корпус. Здесь состоялось знакомство с изобразительным искусством и ярким представителем его архитектором Н. Бенуа, который приезжал к брату — полковнику, начальнику Гвардейского Брест-Литовского гвардейского корпуса.
Бенуа помог Аполинарию поступить в Академию художеств. В Академии художник занимался у профессоров М. Воробьева и Ф. Бруни (“Портрет Бруни — одна из лучших работ в наследии Горавского). За годы учебы художник получил несколько малых серебряных и золотых медалей, а за “Вид Псковской губернии” получил большую золотую медаль. Но за границу не поехал как полагалось, а отправился в Уборки, домой.
Работал много, с вдохновением. Многие его пейзажи получили высокую оценку специалистов, а некоторые из них были приобретены П. М. Третьяковым. В 1858 г. Горавский едет за границу, живет в Женеве, в Дюссельдорфе.
В 1860 г. он возвращается на родину и живет в Минской губернии (по возвращении написал работу “На родине”, которую купил Третьяков), редко навещая столицу и Псковскую губернию, где жили родственники его жены. Зимой он работал в Петербурге в Высшей художественной школе при Академии. Ему присваивают звание академика. После предпринятой поездки по Украине и Беларуси художник создает свои известные пейзажи “Болото”, “Вечер в Минской губернии” и др. Параллельно он создает несколько портретов: портрет Бруни, по фотоснимкам портреты Даргомыжского и Глинки. Пишет жанровые работы, повторил “Старуху на молении”, этюды народных типов. В 1888 г. его “Портрет крестьянина” получил хорошую оценку петербургской общественности.
Горавский сотрудничал с Третьяковым и помогал ему собирать его коллекцию. Последние годы художник провел в местечке Кириловичи, недалеко от станции Белая Петербургско-Варшавской железной дороги, где и умер. Работы этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Государственном художественном музее республики, местонахождение многих не известно.
Никадим Юрьевич Силиванович (1830—1918) родился в деревне Цинцевичи Вилейского уезда Минской губернии (недалеко от Молодечно) в семье государственного крестьянина. Ему удалось получить общее образование в Молодеченском пятиклассном училище для дворян в 1854 г. С 1859 по 1863 гг. он учился в Академии художеств в Петербурге. В 1863 г. ему было присвоено звание свободного художника.
Вернувшись в Цинцевичи, художник создает семью и начинает получать заказы на оформление местных храмов. Параллельно с этой работой он пишет портреты и жанровые картины, за которые ему было присвоено звание классного художника 3-й ступени. В 1870 г. он закончил академический класс по мозаике, был зачислен в Академию младшим художником-мозаистом и получил 2-ю ступень классного художника.
Учась и работая в Академии, художник летом приезжал на родину и создавал новые работы: “Портрет еврея”, “Портрет отца”, “Голова девочки”, “Старый пастух” и др. Его портреты носят характер бытовых картин, своим героям художник явно симпатизирует. За работы, выполненные в Петербурге и Беларуси, в 1874 г. он получил звание классного художника первой ступени.
В начале 70-х гг. он был приглашен оформлять Исакиевский собор. За выполнение мозаичной группы “Тайная вечеря” для главного иконостаса ему было присвоено звание академика в 1877 г., он был назначен старшим художником-мозаистом. Но материальные проблемы преследовали художника всю жизнь. К несчастью, скончалась его жена, и он сам воспитывал детей. Но несмотря на это, он продолжал наведываться в родные края и всегда привозил материалы для своих бытовых композиций. Так появились знаменитые картины “Дети во дворе”, “В школу”.
Большое место в наследии Силивановича занимает портретная живопись, им написано несколько портретов своих детей, автопортрет и др. В творчестве этого художника чувствуется академическая школа живописи, но преобладает демократический реализм. Его станковые работы находятся в Художественном музее Литвы.
Все эти художники знаменовали своим творчеством новые процессы, происходящие в живописи, ее демократизацию, отход от академических традиций.
Охарактеризуйте развитие белорусской архитектуры и скульптуры в послереволюционный период. Расскажите о творческом пути И. Г. Лангбарда. Покажите, как осуществлялся в 20-30-е годы синтез искусств на примере Дома правительства в Минске.
99. Расскажите об особенностях развития художественной жизни Беларуси в пред- и послереволюционные годы . Дайте сравнительную характеристику минской и витебской художественных школ. Назовите деятелей мирового искусства белорусского происхождения, расскажите об особенностях их творчества.
100. Расскажите о белорусском искусстве в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, назовите известных живописцев, скульпторов, архитекторов.
101. Сравните планировку города Минска довоенного и послевоенного периодов. Проведите сравнительный анализ произведений архитектуры конструктивизма и "сталинского ампира".
102. Опишите истории создания, художественные достоинства и психологическое воздействие мемориальных комплексов Беларуси.
103. Охарактеризуйте развитие белорусской скульптуры в послевоенные годы. Назовите значительных деятелей белорусской скульптуры XX века, охарактеризуйте их творчество, приведите примеры их работ, расположенные в вашем городе.
104. Расскажите об особенностях становления школы живописи Беларуси во второй половине XX века, охарактеризуйте основные направления, разновидности и жанры живописи.
105. Охарактеризуйте развитие белорусской графики второй половины
XX века, назовите значительных деятелей белорусской графики и
их основные произведения.
«Бамбергский всадник»
«Богоматерь с младенцем». Витраж собора в Шартре
«Кельнское распятие»
А. Глебов. «Партизаны». Рельеф монумента на площади Победы
А. Дейнека. «Оборона Петрограда»
А. Дюрер. «Четыре апостола»
А. Захаров. Адмиралтейство.
А. Иванов. «Явление Христа народу»
А. Кибальников и др. Мемориальный ансамбль «Брестская крепость-герой»
А. Рублев. « Троица»
Братья Лимбург. «Часослов герцога Беррийского».
Бронзовые двери собора в Гильдесгейме.
В. Басалыга. «Спасо-Преображенская церковь в Смолянах»
В. Ван Гог. «Едоки картофеля»
В. Ванькович. «Адам Мицкевич на скале Аюдаг»
В. Перов. «Последний кабак у заставы»
В. Попков. «Шинель отца»
В. Серов. «Девочка с персиками»
В. Стельмашонок. «Портрет Якуба Коласа»
В. Татлин. Проект «Башни III Интернационала»
Д. Веласкес. «Менины»
Джорджоне . «Спящая Венера»
Джотто. «Поцелуй Иуды»
Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты
Ж.Л.Давид. « Смерть Марата»
И. Лангбард. Дом правительства в Минске
И. Пэн. «Часовщик»
И. Репин. «Иван Грозный убивает сына Ивана».
И. Тоидзе. «Родина-мать зовет! »
И. Хруцкий. «Портрет женщины с цветами и фруктами»
Икона «Владимирская богоматерь»
Иктин и Калликрат. Парфенон.
К. Петров-Водкин. «Смерть комиссара»
Караваджо. «Обращение Св. Павла»
Конная статуя Марка Аврелия
Л. Бернини.«Экстаз св. Терезы»
Л. Ленен. «Семейство молочницы»
М. Савицкий. «Партизанская мадонна»
Микеланджело. «Страшный суд»
Мирон. «Афина и Марсий»
Мозаика «Троица» церкви Сан Витале в Равенне
Н. Пуссен. «Танкред и Эрминия»
О. Роден. «Граждане Кале»
П. Брейгель. « Слепые»
П. Корин. Триптих «Александр Невский»
П. Рубенс. «Персей и Андромеда»
П. Трубецкой . «Памятник Александру III»
П. Федотов. « Анкор, ещё анкор!»
Пантеон
Рафаэль. « Афинская школа»
Рельеф тимпана собора Сент-Лазар в Отене
Рембрандт. «Возвращение блудного сына»
С. Боттичелли. «Рождение Венеры»
Собор в Реймсе.
Собор Василия Блаженного в Москве.
Собор и площадь Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра в Вормсе.
Собор Святой Софии в Константинополе.
Т. Жерико. «Плот Медузы»
Ф. Гойя. « Портрет семьи Карлоса IV»
Ф. Милле. «Анжелюс»
Храм Амона в Карнаке.
Храм Вознесения в селе Коломенском.
Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане
Э. Дега. «Абсент»
Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ»
Э. Мане. « Бар в Фоли- Бержер»
Э.М. Фальконе. «Памятник Петру I»
Эль Греко. «Апостолы Петр и Павел».
Ю. Пименов. «Новая Москва»
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных