Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
Расскажите о деятельности объединения «Союз русских художников».
Валентин Серов родился 7 (19) января 1865 года в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова (1820—1871) и пианистки Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман.
Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, но, пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству. С 1871 года Бергман с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 года — в Париже.
С 1878 по 1879 год в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 году. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице и в Абрамцеве, участвовал в их домашних спектаклях.
В 1880 году поступил в Императорскую Академию Художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). В 1888 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками»; Третьяковская галерея).
С 1894 года Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1897 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.[1]
Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье офицера. Предки его отца были выходцами из прусской Польши[1].
По службе его отец должен был часто переезжать — Омск, Астрахань, Петербург, Одесса. В этих учебных заведениях он проявлял разнообразные склонности к наукам:
…в гимназические годы в Петербурге (Пятая гимназия у Аларчина моста) и в Одессе (Ришельевская) отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением (причем, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), а во второй — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и средневековья
— Из воспоминаний А. А. Врубель, сестры художника[2]
С начала января 1864 по апрель 1867 год семья Врубелей жила в Саратове, где отец будущего художника был командиром Саратовского губернского батальона. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии Художеств А. С. Година. Предметы гимназического курса ему преподавал Н. А. Песков, исключенный из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках»
В мае 1867 года семья Врубеля вновь переезжает в Петербург. Окончив в 1874 году Одесскую классическую гимназию, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Там посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. По окончании института Михаил Александрович отбыл воинскую повинность и отправился работать в главном военно-судном управлении. Однако, призвание напоминало о себе и в 1880 году Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне».
С 1884 по 1889 г. Врубель по приглашению профессора А. В. Прахова работал в Киеве, преимущественно создавая изображения на религиозные темы. К этому периоду относятся иконы и стенные росписи для Кирилловской церкви, эскизы неосуществленной росписи для Владимирского собора — их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Здесь же художник пишет знаменитый портрет «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
Юность Врубеля. Отец Врубеля был военным юристом. Он желал для своего сына надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после одесской гимназии маленький Миша Врубель попадает на юридический факультет Петербургского Университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы остаются за университетскими стенами. Он всерьёз увлекается философией Канта, влюбляется в оперных актрис, спорит об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисует. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном — изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва Толстого. Но такой увидел её Врубель. С поступлением в Академию художеств после окончания университета и коротенькой ничем не примечательной службы Врубель резко меняется до неузнаваемости. Из рассеянного и легкомысленного студента он превращается в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Наравне с Серовым, он один из самых преданных и один из самых отличаемых учеников известного профессора Чистякова, который надолго становится его кумиром. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.
В 1901 г у художника появились признаки душевного расстройства, у него ухудшилось зрение. Известие о душевной болезни Врубеля многие его друзья и коллеги воспринимают без удивления, даже с облегчением[источник не указан 303 дня].
Врубель скончался 1 (14) апреля 1910 г в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.
1955 — в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.
Работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.
Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).
Сравнить как-нибудь самим. Легко же.
Союз русских художников — объединение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро составляли Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль соединял реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Коровина, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой живописи.
Наиболее интересным среди пейзажистов был Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст белого снега и ярких по цвету зданий, куполов, человеческих фигур приобретает чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна.
Любопытными поисками отмечено творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960). Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомстве художника не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца, написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов. Та же манера видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в котором благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объединены в колористическое целое.
Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), ученика А. И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистыми мазками, а уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и передний план, что создаёт ощущение декоративности.
Художник Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) учился у знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова. Его жанровым полотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальная направленность. Однако привлекают они не столько этим, сколько чисто живописными достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.). Её композиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в духе ранних работ Эдгара Дега на ту же тему. Клубящийся пар растворяет контуры фигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушённые серые, жёлтые, коричневые и сиреневые тона, удивительно богат оттенками.
Творчество мастеров Союза русских художников при всём обаянии и высоком техническом уровне отличалось довольно сильным консерватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли живописцам уйти в область поиска новых форм и выразительных средств. Возможно, поэтому многие члены Союза русских художников превосходно вписались в картину развития официального искусства советского периода, составив, однако, самую достойную его часть.
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных