5.3.Иван Айвазовский.
Выдающийся живописец Иван Константинович Айвазовский (1817~1900) вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Родился Айвазовский 29 (17 ст. ст.) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.
При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.
Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.
Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии, Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.
В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.
В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".
В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.
В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.
Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей, принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится академиком еще двух европейских академий художеств Штутгартской и Флорентийской.
Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.
Ночь. Голубая волна | Караван в оазисе. Египет | Буря на море ночью | Буря | Малага | Золотой рог. Босфор | Море перед бурей |
Кораблекрушение. У скал | Лунная ночь. У родника | Вид Ялты к вечеру | Аул Гуниб в Дагестане | Морской пейзаж | Река Риони. Грузия | Суда на рейде |
Всемирный потоп | Цепи Кавказских гор | Буря у берегов Ниццы | Кораблекрушение | Вид Одессы с моря | В бурю | Спокойное море |
На острове Крит | У берегов Ялты | Облака над морем, штиль | Дарьяльское ущелье | Вид на Тифлис | Вид Тифлиса | Марина |
Ночь. Контрабандисты | Буря. Закат | Лунная ночь в Константинополе | Кораблекрушение | Закат | Корабль в бурном море. Восход солнца | Перед боем. Корабль "Константинополь" |
Купанье овец | Буря у скалистых берегов | Морской берег | Корабли в бурном море. Восход солнца | Буря у мыса Айя | Корабль у берега | Буря |
Море. Коктебель | Вид моря с гор при закате солнца | Кораблекрушение | Черное море | Восход солнца в Феодосии | Морской вид | Сигнал бури |
Бурное море ночью | Неаполитанский залив в туманное утро | Кораблекрушение в Северном море | Среди волн | Ветряная мельница на берегу моря | Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) | Морское сражение при Наварине (2 октября 1827) |
Берег моря ночью | Побережье в Амальфи | Мхитаристы на острове св. Лазаря | Морской вид | Неаполитанский залив | Вид Одессы в лунную ночь | Вид на Капри |
Девятый вал | Море | Утро на море | Синопский бой | Буря на Черном море | Наполеон на острове Св. Елены | Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим |
Рыбаки на берегу моря | Итальянский пейзаж | Буря у мыса Айя | Спасающиеся от кораблекрушения | Кораблекрушение у Афонской горы | Гора Арарат | Путешествие Посейдона по морю |
Башни на скале у Босфора | Отара с пастухами. Закат | Сцены из каирской жизни | Лунная ночь на море | Ураган на море | Морской вид с часовней | Буря над Евпаторией |
Ниагарский водопад | Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой | Закат на море | Лунная ночь | Взятие русскими матросами турецкой кочермы и освобождение пленных кавказских женщин | Солнечный день | Неаполитанский залив в лунную ночь |
Буря у берегов Одессы | Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент | Кораблекрушение | Вид Феодосии | Прибой | Кавказские горы с моря | Корабль "Мария" во время шторма |
Неаполитанский залив в лунную ночь | Венеция | Гондольер на море ночью | Берег моря. Штиль | Отара овец в бурю | Вид Константинополя при лунном освещении | Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг |
Гибель Помпеи | Штиль на Средиземном море | Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции | Прибой у крымских берегов | Лазоревый грот. Неаполь | Буря | Волга у Жигулевских гор |
Чесменский бой | Автопортрет | Лунная ночь. Капри (фрагмент) | Море | Пушкин в Гурзуфе | Вид на взморье в окрестностях Петербурга | Автопортрет |
Неаполитанский маяк | Башня. Кораблекрушение | Черное море ночью | Буря на Северном море | Парусник | Хаос (Сотворение мира) | В бурю |
Морской вид при луне | Католикос Хримян в окрестностях | Клятва перед Аварайской битвой |
|
|
|
- Содержание билеты №3-№10
- Экзаменационный билет № 3
- 3.1. Классификация искусств.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры1
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 3.3.Андрей Рублев, «Троица».
- Экзаменационный билет № 4
- 4.1 Пластические искусства и специфика их анализа.
- 4.2 Архитектура раннего средневековья и романское зодчество в западной Европе.
- 4.3 Портрет в России хуш века: Рокотов,Левицкий,Боровиковский3.
- Экзаменационный билет № 5
- 5.1.Типологическая структура пластических искусств: виды, роды, жанры.
- 5.2. Архитектурно-конструктивные и композиционные особенности современного зодчества.
- 5.3.Иван Айвазовский.
- Экзаменационный билет № 6
- 6.1 Живопись как вид искусства. Материалы и техника живописи.
- Техники живописи
- 6.2 Художественная культура Византии: собор Святой Софии в Константинополе6 .
- 6.3 Федор Шехтель: особнякРябушинского.
- Экзаменационный билет № 7 Билет повторяется
- 7.1 Материалы и техника станковой живописи.
- 7.2(Из билета 3.2 )Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 3.2.Архитектура Древнего Рима
- Архитектурные ордера
- Этапы развития римской архитектуры7
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- 7.2(Второй вариант ) Градостроительные, типологические, композиционные и инженерные достижения зодчества Древнего Рима.
- 7.3 Андрей Рублев и московская школа иконописи.
- Экзаменационный билет № 8
- 8.1 Декоративная живопись: особенности образного построения и техники.
- 8.2 Прикладное искусство в собрании Оружейной палаты.
- 8.3 Композиция иконы. Обратная перспектива.
- Мистическая теория
- Версия особенностей зрения
- Учет действия механизма константности формы
- Учёт бинокулярности зрения
- Подвижность точки зрения
- 9.2. Архитектура Древней Руси х-х1 вв.: «София Киевская».
- Литература
- 9.3. Архитектурная композиция зданий и их ансамбли в готической архитектуре – в предыдущих билетах
- (Скопировано из билета 17.2.Готическое искусство Германии. Особенности средневекового искусства) Важное – выделен синим цветом
- (Скопировано из билета 27.2. Особенности готической конструкции).
- Кзаменационный билет № 10
- 10.1. Печатная графика: образные особенности, материалы и техника высокой и глубинной печати. Литография. Пример.
- Примеры.
- Художники, использовавшие технику литографии
- 10.2. Архитектура эпохи Российской империи хуш-первой трети х1х вв. Классицизм и барокко.
- Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
- (Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.) Важное – выделено синим, новое, добавленной - красным
- (Скопировано из 26.2. Основные архитектурные термины эпохи классицизма.)
- 10.3. Ансамбль усадьбы «Архангельское».
- Литография - произведение искусства, выполненное техникой плоской печати