2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
Иконика – это раздел поэтики,изучающий образы персонажей. В иконике существует раздел художественнойантропологии, которая изучает воссозданного в искусстве вторичного человека.
Персонаж (самое широкое понятиев художественной антропологии) – субъект действия, переживания и высказывания влитературном произведении. Обычно под термином «персонаж» подразумевают любойговорящий объект.
Образ имеет определеннуюструктуру: внешний облик (мимика, жесты, портрет) и внутренний мир (мысли,чувства, сфера бессознательного).
В художественном произведениивнешний облик и внутренний мир персонажа составляют единое, идейно-эстетическоецелое, всегда взаимосвязанное.
М. Бахтин: герой– носитель основного события. Герой отличается от других персонажей степеньювовлеченности в сюжет произведения. Без его участия не могут состоятьсяосновные сюжетные события. Герой противостоит другим персонажам как субъектвысказываний, доминирующий в речевой структуре произведения. Герой выражаетсущность создаваемого автором мира.
Таким образом, существуеттипология создаваемых автором литературных персонажей: герой-характер,герой-символ, социальный тип, положительный и отрицательный персонаж, вечныеобразы, читатель-персонаж.
Характер должен отражать впроизведении авторскую нравственно-эстетическую концепцию, а тип (образец) –обобщенный образ индивидуальности, наиболее характерный для той или иной среды.
К вечным образам относятсяДон Жуан, Фауст, Гамлет.
Виды персонажей: неизменные именяющиеся.
Неизменный – тот, который неменяется на протяжении всей фабулы (рассказ, малые жанровые формы). Меняющийся– роман, роман-эпопея и т.д.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)