logo
ОТЛ ЮУРГУ

38. Художественная система средневековья

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всейфеодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществутеологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогдаобразованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековоеискусство. Это не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашлиотражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремилиськ поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира.Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно болееусловным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху,языком.

Образный строй и языксредневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, сбольшей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярчевыражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековыймастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре,монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но всамой художественной системе, художественном методе средневекового искусствабыла заложена определенная заданность, сказывающаяся прежде всего в предельнойусловности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которымприносилась правдивая передача красоты физического облика человека