logo
ОТЛ ЮУРГУ

40. Барокко

Баро́кко (итал.barocco —«странный», «причудливый»; порт.perola barroca —«жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения опроисхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков,центром которой была Франция.

Черты барокко

Барокко,тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразилопредставления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственныконтрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление квеличию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств(городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната,сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческиеосновы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в.Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представлениео мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансноепредставление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознаватьсебя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля], «тем, ктоулавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни ихконца».

БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА — литература идейного и культурногодвижения, известного под именем барокко, затронувшего разные сферы духовнойжизни и сложившегося в особую художественную систему.

Переход от Возрождения к барокко представлял собойдлительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко ужевызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса).Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводятк португальскому термину, который означает "жемчужина причудливойформы", иногда к понятию, обозначающему один из видовлогического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия,сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху,но нередко и ограничивают понятием "художественный стиль". Вотечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления,характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественнойсистемы.

Сомнение в прочности и непоколебимости мира приводилок его переосмыслению, и в культуре барокко средневековое учениео бренности мира и человека причудливо сочеталось с достиженияминовой науки. Представления о бесконечности пространства привелик коренному изменению видения картины мира, который приобретаетграндиозные космические масштабы. В барокко мир понимается как вечнаяи величественная природа, а человек — ничтожная песчинка —одновременно слит с нею и противостоит ей. Он словнорастворяется в мире и становится частицей, подчиненной законам мираи общества. Вместе с тем, человек в представлении деятелейбарокко подвержен необузданным страстям, которые ведут его ко злу.