logo
ОТЛ ЮУРГУ

17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.

Персонажи литературныхпроизведений неизменно проявляют себя в словах, произнесенных вслух или просебя. Лихачев: речь действующего лица – это речь автора за него. Автор своегорода кукловод. .

От эпохи к эпохе персонажистали все в большей мере получать речевую характеристику: высказываться вприсущей им манере. Это или нескончаемый поток речи, или отдельные короткие реплики,или вообще полное молчание. Речь изображаемых писателем персонажей может бытьупорядоченной, отвечающей неким нормам (Чацкий «говорит, как пишет»), либосбивчивой, неумелой, хаотичной.

Диалогам отведенаответственная роль в художественной литературе. В драматических произведенияхони доминируют безусловно, в эпических они также весьма значимы и поройзанимают большую часть текста. Взаимоотношения персонажей вне их диалогов немогут быть выявлены конкретно и ярко.

Монологическая речь такжесоставляет неотъемлемое звено литературных произведений. Высказывания в лирике– это от начала и до конца монолог лирического героя. Эпическое произведениеорганизуется принадлежащим повествователю-рассказчику монологом, к которому«подключаются» диалоги изображаемых лиц. Монолог значим и в речи персонажейэпических и драматических жанров. Это и внутренняя речь в ее специфичности,вполне доступная повестям и романам, и условные «реплики в сторону» в пьесах.