logo
ОТЛ ЮУРГУ

23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»

Мотив определялся Веселовскимв качестве простейшей повествовательной единицы, аналогично клетке в биологииили элементу в таблице Менделеева. «Мотивы – это нервные узлы, прикосновениякоторых будет образовывать в нас определенные ряды образов».

Веселовский называл мотивдревнейшей первобытной формой художественного сознания. Сюжет – это комплекс, цепьмотивов, разрабатывающих некую исходную ситуацию, которая сама по себе такжеявляется мотивом. «Общество уже не создает мотивы, все они были созданы вдревности» - Веселовский.

Тамарченко определял мотивкак единицу сюжета, взятую в аспекте ее повторяемости и имеющую значение либотрадиционное (известное из фольклора и литературы), либо характерное именно длятворчества данного писателя или определенного произведения.

Лейдемар определяет мотив какповторяющийся компонент произведения, обладающий повышенной значимостью.

Один из критериев мотива –повторяемость определенной словесной формы. Должна быть в тексте фраза, котораяимеет широкий подтекст символизации. Бунин писал о том, что «Легкое дыханье» -это попытка изобразить женщину, дошедшую до предела своей животной сущности.

Любовный мотив, мотив смерти,Набоков – мотив утраченного ранее, Лермонтов – мотив одиночества.