logo
ОТЛ ЮУРГУ

16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.

Художественная речь выражаетсебя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).

У стихотворной речи естьуникальная способность, составляющая ее ценность: жизнь в памяти человека, –это и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.

Ныне изучены не тольковнешние различия между стихами и прозой (последовательно осуществляемый ритмстихотворной речи; необходимость в ней ритмической паузы между стихами,составляющими основную единицу ритма, - и отсутствие, по крайней меренеобязательность всего этого в художественно-прозаическом тексте), но ифункциональные несходства.

Стихотворные формы уникальныпо своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности.

Стиховая форма «выжимает» изслов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание ксловесной ткани как таковой и звучанию высказываний, придавая ему как быпредельную эмоционально-смысловую насыщенность.

Но ихудожественной прозы есть свои особенности иценности, которыми поэзия обладает в меньшей мере. При обращении к прозе передавтором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соединение водном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозе важнадиалогичность, в то время как поэзия в большей степени монологична.

В прозе наиболее полно ишироко используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзииже акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала.

«Поэзия» - образовано отглагола «делать», «говорить»; «проза» - прил. «прямой», «простой».