logo
ОТЛ ЮУРГУ

28. Реализм как творческий метод. Его трансформации

В стремленииосмыслить идейно-художественную адекватность реалистической

парадигмы в современной литературе наука и критика переоценивает не только

явления соцреалистической литературы, но и основы классического реализма XIX

века. Ядром реалистической эстетики традиционно считалась обусловленность

характеров социальными обстоятельствами – «правдивое воспроизведение типичных

характеров в типичных обстоятельствах». В рамках конкретно-исторической

модели действительности индивидуальная судьба человека была связана с судьбой

общества или всего человечества. Мотивация характера в реализме сочетает

психологические и социально-исторические детерминанты и основывается на

типизации как главном принципе художественного обобщения.

В науке олитературе и критике рубежа веков проблема определения и

дифференцирования современной реалистической литературы остается нерешенной.

Сложность характеристики реалистической системы объясняется многообразием ее

стилевых течений и феноменов. «Реализм» выступает в виде индивидуальных

художественных решений. Причем к авторам реалистического толка часто относят

писателей, находящихся в стилевом отношении на крайних полюсах литературной

среды.

В современной реалистической прозе обновляется концепция личности, возникает

новый тип психологизма, связанный с закрытостью современного человека,

попытками переоценить традиционные духовные категории. Жанровые новообразования

свидетельствуют о специфическом художественном мышлении авторов. Формируется новая

модель повествования с нарушением пространственно-временных связей, усилением

символических, знаковых элементов, ассоциативных цепочек и аллюзий.