13. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
Венецианов (1780—1847)
Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял Алексей Гаврилович Венецианов. Путь, пройденный этим художником, глубоко своеобразен. Венецианов никогда не учился в Академии. В юности он служил чертежником, позднее — землемером, и лишь с 1807 года, когда ему было уже под тридцать, начал учиться живописи у прославленного портретиста Боровиковского.
именно с Венецианова начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни.
Передовая русская идеология этого времени складывалась под прямым воздействием Отечественной войны 1812 года и дворянского революционного движения, оформившегося в программе декабристов. Отечественная война необычайно высоко подняла народное самосознание, чувство патриотизма и национальной гордости. Народный характер войны и патриотические подвиги простых русских людей надолго приковали к себе внимание передовой общественности России и вызвали своеобразную переоценку эстетических ценностей: народные образы и национальные сюжеты заняли в русском искусстве чрезвычайно значительное место, несоизмеримое с той эпизодической ролью, какую они играли в творчестве большинства мастеров XVIII века. Обращение к народу влило новые силы в русскую художественную культуру. Передовые творческие направления опирались на тот круг идей, который выдвинула дворянская революционная мысль.
Новое направление творчества Венецианова непосредственно смыкается с этим кругом общественных идей. Около 1820 года в жизни и деятельности художника наступил решительный перелом. «Родная земля, родные обычаи и нравы» стали отныне основным содержанием его произведений. Сорокалетний художник бросил казенную службу, чтобы всецело посвятить себя искусству. В поисках новых средств художественного выражения он, по собственному его признанию, должен был «совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные». Все более охладевая к портретной живописи, он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.
Венецианов обратился к простой, «неукрашенной» природе родной страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством. Состояние умиротворенности и покоя, характеризующее «Спящего пастушка», раскрыто и выражено прежде всего в пейзаже, с его спокойными, плавными, слегка круглящимися линиями, с его широкими мерными ритмами, с его, столь тонко подмеченной художником, неяркой цветовой гаммой, построенной на гармоничном сочетании серых, розовых, светло-зеленых и голубых тонов. Образ природы, так же как и образ человека, в искусстве Венецианова становится носителем идиллического мироощущения.
- 1.Петровское барокко.
- 2. И. Н. Никитин. Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность портретной концепции и способность взаимодействия образа со зрителем.
- 3. А. Матвеев. Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры.
- 4. Луи Каравак и особенности его детских образов.
- 5. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества.
- 6. Ф. И. Шубин. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи.
- 7. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 8. С. Ф. Щедрин. Графическое и живописное воплощение пейзажных парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга.
- 9. Ф. Ф. Щедрин. Проблема «ню» и особенности мифологических статуй.
- 10. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов
- 11. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- 12. С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- 13. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 14. К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 15. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 16. П. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 18. В.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 19. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное.
- 20. А. Саврасов и и. Шишкин: две концепции национального пейзажа.
- 26. Образование новых художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др. Связь и полемика между ними.
- 27. М. Врубель. Тема Демона.
- 28. В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 29. М. Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы.
- 30. Историко-бытовая живопись а.Рябушкина.
- 31. К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».