logo search
iskusstvo_voprosy1

13. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.

Венецианов (1780—1847)

Во главе направления, обновившего русскую живопись 1820—1830-х годов и открывшего перед ней целый мир новых тем и художественных представлений, стоял Алексей Гаврилович Венецианов. Путь, пройденный этим художником, глубоко своеобразен. Венецианов никогда не учился в Академии. В юности он служил чертежником, позднее — землемером, и лишь с 1807 года, когда ему было уже под тридцать, начал учиться живописи у прославленного портретиста Боровиковского.

именно с Венецианова начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни.

Передовая русская идеология этого времени складывалась под прямым воздействием Отечественной войны 1812 года и дворянского революционного движения, оформившегося в программе декабристов. Отечественная война необычайно высоко подняла народное самосознание, чувство патриотизма и национальной гордости. Народный характер войны и патриотические подвиги простых русских людей надолго приковали к себе внимание передовой общественности России и вызвали своеобразную переоценку эстетических ценностей: народные образы и национальные сюжеты заняли в русском искусстве чрезвычайно значительное место, несоизмеримое с той эпизодической ролью, какую они играли в творчестве большинства мастеров XVIII века. Обращение к народу влило новые силы в русскую художественную культуру. Передовые творческие направления опирались на тот круг идей, который выдвинула дворянская революционная мысль.

Новое направление творчества Венецианова непосредственно смыкается с этим кругом общественных идей. Около 1820 года в жизни и деятельности художника наступил решительный перелом. «Родная земля, родные обычаи и нравы» стали отныне основным содержанием его произведений. Сорокалетний художник бросил казенную службу, чтобы всецело посвятить себя искусству. В поисках новых средств художественного выражения он, по собственному его признанию, должен был «совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные». Все более охладевая к портретной живописи, он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно», в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова.

Венецианов обратился к простой, «неукрашенной» природе родной страны и воссоздал ее не только с внимательной точностью, но и с глубоким лирическим чувством. Состояние умиротворенности и покоя, характеризующее «Спящего пастушка», раскрыто и выражено прежде всего в пейзаже, с его спокойными, плавными, слегка круглящимися линиями, с его широкими мерными ритмами, с его, столь тонко подмеченной художником, неяркой цветовой гаммой, построенной на гармоничном сочетании серых, розовых, светло-зеленых и голубых тонов. Образ природы, так же как и образ человека, в искусстве Венецианова становится носителем идиллического мироощущения.