15. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
Романтизм играет важную роль в творчестве центральной фигуры в живописи середины века Александра Андреевича Иванова (1806—1858). Уже в ранних его работах, сделанных в Петербургской академии художеств, в традиционно «классических» темах: античной — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» и библейской — «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» — выразилось отношение к древности как к самой живой и насущной современности. Исследователи называют художественный принцип Иванова «принципом этического романтизма», т. е. романтизма, в котором главный акцент перенесен на нравственное начало. Интерес к нравственно-философской проблематике и привел его как к главной теме творчества к теме Мессии, Христа. В 1833 г. он делает эскизы «Явления Мессии», в 1835 — создает двухфигурную композицию «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», в 1837 г. начинает работать над большой композицией «Явление Христа народу», и работа эта будет продолжаться двадцать лет и станет делом почти всей жизни художника. Эта великая картина (ее сюжет, ранее не использовавшийся художниками, — первое появление Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана) построена как будто по прежним классицистическим законам композиции: симметрия, одна выразительная фигура в центре (Иоанн), барельефное изображение всей группы в целом, — но при этом фигура Христа, появляющаяся издалека и двигающаяся к людям, создает ощущение глубинности пространства и динамики. Эта композиция наделена и глубокой символичностью духовного движения — возможностью внутреннего перерождения героев. Этому же служит и главная, поражающая зрителя сторона картины — психологическая правдивость и убедительность многочисленных персонажей, которая придает высокую достоверность происходящему, создавая синтез реального события и высокой сакральности религиозного мифа.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Петровское барокко.
- 2. И. Н. Никитин. Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность портретной концепции и способность взаимодействия образа со зрителем.
- 3. А. Матвеев. Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры.
- 4. Луи Каравак и особенности его детских образов.
- 5. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества.
- 6. Ф. И. Шубин. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи.
- 7. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 8. С. Ф. Щедрин. Графическое и живописное воплощение пейзажных парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга.
- 9. Ф. Ф. Щедрин. Проблема «ню» и особенности мифологических статуй.
- 10. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов
- 11. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- 12. С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- 13. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 14. К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 15. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 16. П. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 18. В.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 19. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное.
- 20. А. Саврасов и и. Шишкин: две концепции национального пейзажа.
- 26. Образование новых художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др. Связь и полемика между ними.
- 27. М. Врубель. Тема Демона.
- 28. В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 29. М. Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы.
- 30. Историко-бытовая живопись а.Рябушкина.
- 31. К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».