logo
iskusstvo_voprosy1

15. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.

Романтизм играет важную роль в творчестве центральной фигуры в живописи середины века Александра Андреевича Иванова (1806—1858). Уже в ранних его работах, сделанных в Петербургской академии художеств, в традиционно «классических» темах: античной — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» и библейской — «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» — выразилось отношение к древности как к самой живой и насущной современности. Исследователи называют художественный принцип Иванова «принципом этического романтизма», т. е. романтизма, в котором главный акцент перенесен на нравственное начало. Интерес к нравственно-философской проблематике и привел его как к главной теме творчества к теме Мессии, Христа. В 1833 г. он делает эскизы «Явления Мессии», в 1835 — создает двухфигурную композицию «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», в 1837 г. начинает работать над большой композицией «Явление Христа народу», и работа эта будет продолжаться двадцать лет и станет делом почти всей жизни художника. Эта великая картина (ее сюжет, ранее не использовавшийся художниками, — первое появление Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана) построена как будто по прежним классицистическим законам композиции: симметрия, одна выразительная фигура в центре (Иоанн), барельефное изображение всей группы в целом, — но при этом фигура Христа, появляющаяся издалека и двигающаяся к людям, создает ощущение глубинности пространства и динамики. Эта композиция наделена и глубокой символичностью духовного движения — возможностью внутреннего перерождения героев. Этому же служит и главная, поражающая зрителя сторона картины — психологическая правдивость и убедительность многочисленных персонажей, которая придает высокую достоверность происходящему, создавая синтез реального события и высокой сакральности религиозного мифа.