7. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
1753, Петербург — 1802, там же В 1764 г., в одиннадцатилетнем возрасте, сын трубача галерного флота, будущий выдающийся русский скульптор XVIII в. М. И. Козловский, стал воспитанником АХ. Годы его учения совпали с периодом становления в европейском искусстве стиля классицизм, одним из основоположников и наиболее ярких представителей которого в русской пластике он и явился впоследствии. Окончив АХ в 1773 г. с большой золотой медалью, Козловский в качестве пенсионера живет в Риме (1774-79), где изучает античное искусство, а также живопись и пластику Возрождения. Особенно его привлекает творчество Микеланджело Буонарроти. Свою пенсионерскую поездку Козловский завершил во Франции, где провел год и где Марсельская академия искусств присвоила ему звание академика. В 1780 г. он вернулся на родину. Главной темой произведений Козловского в начальный период творчества становится тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Герои его рельефов на сюжеты из истории Древнего Рима (для Мраморного дворца в Петербурге) жертвуют собой во имя Отечества и общественного блага: «Прощание Регула с гражданами Рима» (1780), «Камилл избавляет Рим от галлов» (1780-81). Возвышенный и лаконичный строй изображения, четкая композиция, продуманность и ясность каждой линии и формы — все это великолепно сочетается с архитектурой здания, которое построено в стиле раннего классицизма. Но особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором при выполнении им гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон был возведен Дж. Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-88). Общей темой всех рельефов является музыка. Здесь Орфей играет на лире, укрощая диких животных, Аполлон музицирует перед Цере-рой, здесь и музы с атрибутами искусств. Ритмическая структура рельефов, их уравновешенная композиция, плавно текущие контуры фигур и величавая торжественность образов — все способствует созданию музыкальной атмосферы павильона. В 1784-85 гг. скульптор выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. Окутанная античным плащом и увенчанная шлемом (атрибутом богини), императрица одной рукой указывает на лежащие у ее ног трофеи, символизирующие одержанные победы, а в другой — держит свиток с начертанными на нем законами, которые изданы ею для «благоденствия своих подданных». Так Козловский воплощает представление об идеальном монархе — защитнике Отечества и мудром законодателе. Столь же сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя, выполненная Козловским во второй половине 1780-х гг., — «Бдение Александра Македонского». Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения — воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция и общее пластическое решение статуи проникнуты духом «спокойного величия и благородной простоты», все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном перетекании контуров и форм. Тело юноши охвачено дремотным оцепенением, мускулатура как бы «притушена» тончайшей пленкой матового покрова мрамора, голова склонилась к руке, опирающейся на колено… Но спокойствие обманчиво. Сохранилось много рисунков Козловского, которые в большинстве своем носят характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры и связаны с ней кругом тем и сюжетов (мифологических, библейских и евангельских) и средствами художественного выражения. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными, вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, — «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну» (оба 1792). 1788-90 гг. Козловский снова проводит в Париже, куда едет «для вящего приобретения познаний в своем художестве» и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный событиями совершавшейся на его глазах революции. Именно в революционном Париже зародилась тема следующего крупного произведения — статуи «Поликрат» (1790). Сюжет о смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил скульптору для аллегорического ответа на события современности. Переданные здесь страстная жажда свободы, чувство страдания и мучительной обреченности отразили стремление художника сделать искусство более эмоциональным, обогатить его образный язык. В 1792 г. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ — мраморную статую «Спящий Амур», где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе «Психея» (1801) — воплощении душевной чистоты, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве. Во второй половине 1790-х гг. Козловского привлекают темы российской истории (статуи «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797; «Геркулес на коне», 1799). Стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о герое, наиболее полно реализовано скульптором в памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1799-1801). Бронзовый рыцарь в латах и пернатом шлеме прикрывает щитом трехгранный жертвенник и порывистым взмахом заносит шпагу. Голова его гордо вскинута, движения энергичны. Плащ, наброшенный поверх лат, ниспадает складками. Таков символический образ, в иносказательной форме прославляющий Россию и ее великого полководца. В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Роль Козловского особенно значительна: созданная им группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. Еще в петровское время получила распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон (отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую Россию, а лев (герб Швеции) — побежденного Карла XII. Козловский использовал эту аллегорию, создав грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем раскрывается тема морского могущества России. (В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В. Михайлова, выполнил по ее образцу новую модель, возвратив таким образом утраченный памятник новым поколениям зрителей.) С 1794 г. Козловский становится профессором скульптурного класса АХ. Среди его учеников — знаменитые в будущем ваятели С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Козловский умер внезапно, в расцвете своего таланта.
Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Петровское барокко.
- 2. И. Н. Никитин. Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность портретной концепции и способность взаимодействия образа со зрителем.
- 3. А. Матвеев. Освоение мифологического сюжета и трудности в изображении обнаженной натуры.
- 4. Луи Каравак и особенности его детских образов.
- 5. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества.
- 6. Ф. И. Шубин. Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи.
- 7. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 8. С. Ф. Щедрин. Графическое и живописное воплощение пейзажных парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга.
- 9. Ф. Ф. Щедрин. Проблема «ню» и особенности мифологических статуй.
- 10. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов
- 11. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- 12. С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- 13. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 14. К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 15. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 16. П. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 18. В.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 19. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное.
- 20. А. Саврасов и и. Шишкин: две концепции национального пейзажа.
- 26. Образование новых художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др. Связь и полемика между ними.
- 27. М. Врубель. Тема Демона.
- 28. В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 29. М. Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы.
- 30. Историко-бытовая живопись а.Рябушкина.
- 31. К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».