logo
iskusstvo_voprosy1

18. В.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.

Василий Верещагин (1842—1904) — выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Верещагин формировался в просветительское десятилетие – основа его мировоззрения закладывалась в 60-е годы. Ему удалось пронести идеалы, выработанные в юности, через всю дальнейшую жизнь. В этом была и сила художника, и причина различных противоречий, проявившихся в его творчестве. Больше, чем кто бы то ни было среди русских живописцев, Верещагин пользовался искусством как средством и не находил в нем самостоятельной цели и ценности. Он овладевал современными способами живописной и композиционной выразительности не ради художественной правды, а ради того, чтобы более достоверно представить в живой и наглядной форме документы войны – документы, выражающие его собственную позицию по отношению к войне вообще и данной войне в частности. Такая публицистичность обеспечила Верещагину небывалую для русского художника популярность. Подобной популярностью во всем мире не пользовался ни Репин, ни Ге, ни Суриков. Вместе с тем просветительское мировоззрение художника лежало в основе и некоторых слабых сторон его творчества: он не чувствовал необходимости погружаться в психологический мир своих героев, не искал цветовой гармонии как таковой, воспринимая искусство лишь как способ разговора с публикой. В этом же коренилось и некоторое расхождение Верещагина с таким проницательным критиком, как Крамской, и наоборот полное сходство в мыслях и оценках со Стасовым, отличавшимся в своих суждениях известной прямолинейностью. Свою цель художник воспринимал как миссию борца, просветителя, который не может тратить свои силы просто на искусство как таковое. Он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с большей охотой. Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце, и, после того как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу... призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя.

Верещагин, таким образом, избрал войну как предмет изображения именно потому, что боролся с войной как с проявлением бесчеловечности, противоестественности, зла. Позиция просветителя проявляется в этом достаточно последовательно и убедительно. Сам Верещагин был человеком мужественным, смелым. Принимая участие в боевых действиях, он не раз совершал подвиги, смелые вылазки, за что получал награды. Его мужество распространялось и на творчество, проявляясь в откровенном показе бедствий войны, тяжести солдатской жизни. За это Верещагина преследовали, подвергали публичному осуждению, вынуждали уничтожать свои произведения. Тем не менее, художник как истинный просветитель мужественно продолжал свое дело, пренебрегая опасностью. Он владел подлинной правдой документа. Ни одной детали Верещагин не выдумал из головы, ни одна военная ситуация, воспроизведенная им в картине, не была придуманной. Все им было проверено до мельчайших подробностей, испытано на собственном опыте. Он нес живое, достоверное свидетельство о войне. И именно в этом был залог его успехов.

«Апофеоз войны» Наполеон на Бородинских высотах, 1897

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4