15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) занимался философией истории. Он решительно отказался разделять светскую веру в прогресс. Факты ее не подтверждают, а недолгие прогрессивные этапы развития бывают только на восходящих стадиях становления культур. В книге «Россия и Европа» Данилевский утверждал, что нет общечеловеческой культуры и цивилизации, а есть только появляющиеся и уходящие культурно-исторические типы. «Они возникают на основе «великих лингвистико-этнографических семейств» и они общеизвестны: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилонский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил вклад в общую сокровищницу»*3.
Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные закономерности или законы возникновения, роста и заката цивилизаций (культурно-исторических типов), которые он формулирует в своей книге:
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, – составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политическою независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большом или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. (Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах… Позже англичане потерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой).
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз (и) навсегда их жизненную силу.
Все вышеперечисленные цивилизации несовершенны, писал Данилевский, потому что каждая из них развивала какую-то одну сторону культурной деятельности. Так, например, «еврейская – сторону религиозную, греческая – собственно культурную, а римская – политическую». Германо-романская, развив науку и промышленность, показала себя как более сложная. Но ценнее всех – славянский культурно-исторический тип, который способен объединить достоинства всех прочих. По тем задаткам, какие Данилевский видел в славянстве XIX в., славянский тип «представит синтезис всех сторон культурной деятельности в обширном значении этого слова, сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма неполном соединении. Мы можем надеяться, что и славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом».4. Если же славянский культурно-исторический тип откажется от своей миссии, то потеряет всякое историческое значение и послужит чужим целям в качестве всего лишь этнографического материала.
Во время Русско-турецкой войны 1853-1856 гг. Запад поддержал Турцию. Если бы Запад был верен христианству, он бы предпочел Россию. Он этого не сделал, поэтому Данилевский ничего не ждал доброго от Европы. Он критиковал западников за бездумное преклонение перед Европой, за нежелание понять, что наука, цивилизация, прогресс появились на Западе как результат именно западного пути развития. Самобытный и сильный славянский культурный тип может позволить себе не повторять западный путь.
Согласно Данилевскому, Запад обманчив, потому что, предлагая что-то общечеловеческое, в действительности навязывает лишь свое и ущербное. Нет ничего общечеловеческого, резко возражал он, а есть только отдельные культурно-исторические типы. Культуры появляются спонтанно сначала в виде локальных областей активной и творчески-организующей работы, далее они раскрывают все свои возможности, достигают зрелых развитых форм, а затем, исчерпав свой жизненный импульс, начинают слабеть и дряхлеть, вырождаться, деградировать и в конце концов исчезают. Этот цикл занимает 1000–1200 лет. Данилевский считал, что Европа, начавшись во времена Карла Великого, уже прошла этот путь и теперь распространяет повсюду продукты своего разложения, отравляет мир своими политическими, социальными, философскими идеями. Данилевский очень жестко критиковал интеллигенцию за пересаживание западных идей на русскую почву. Следует отталкивать то вредное, что идет из Европы, трезво оценивать все, что там происходит, и не делать чужое своим, не становиться на путь развития, ведущий к гибели.
Острый вопрос – ставить ли славянство выше всех прочих типов? Позиция Данилевского: «…для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгарина (желал бы прибавить и поляка), – после Бога и Его святой Церкви, – идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них недостижимо без ее осуществления – без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности»5.
Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянская цивилизация будет трех - или даже четырехсоставной – творческой в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем, главным образом, в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур