II.3. Античная культура
Историческое значение античной культуры. Хронологическая (мифологический, космологический, антропологический, эйдологический периоды) и географическая характеристика. Понятийный аппарат. Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации. Теократическая культура Микен и ее падение. Греческий полис как основа государства. Рабство. Реформы Солона и Клисфена. Афины и Спарта. Частная жизнь грека как тождество коллективного и индивидуального. Связь с землей. Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теоретического подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Вопрос персогенеза в античном полисе. Самосознание и социальные ориентации гомеровской личности: человек агональный, стыд и вина как форма культурной связи человека и общества. Наука и искусство как сфера реализации творческих сил человека. Зарождение философии. Внимание к человеку – признак философии. Мудрецы. Умозрительность, новаторство. Математика, медицина, астрономия, география, физика. Система образования и воспитания. Софисты. Роль физкультуры и спорта. Олимпийские игры. Пайдейя. Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис.
Исторические особенности культуры Древнего Рима. Полисные основы римской культуры и ее связь с греческой. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: политика и право как главные достижения римской культуры, гражданственность и патриотизм. Особенности мировоззрения древнего римлянина: утилитарность, практицизм, рациональность. Мифология. Связь религии и государства. Вера как договор человека с богами. Религиозно-философские учения Рима: стоицизм, эпикуреизм. Наука в Древнем Риме. Риторика. Система образования. Золотой век литературы. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры. Скульптурный портрет. Живопись. Музыка. Театр.
Античность как динамичный тип культуры. Целостность античной культуры. Культурная парадигма античности: гуманизм, антропологизм, рационализм и эмоционально-эстетическое восприятие мира. Этика «нарушения нормы». Кризис полиса, рабовладения, разрушение аристотелевского космоса. Эллинистический мир.
Литература:
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), 3-е издание. 1970-1977. Статья «Рим», «Греция»
История Древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. – М ., 1982
Древние цивилизации. Под ред. Бонгард-Левина Г.М. – М., 1989
История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча, Ростов н/Д, 2005, в электронном варианте есть в интернете на портале Адыгейского государственного университета http://arts.adygnet.ru/
Культурология: учебное пособие для студентов ВУЗов, под ред. Г.В. Драча, Ростов н/Д, 2008. http://arts.adygnet.ru/
-
Содержание
- Учебно-методический комплекс
- Тематический план изучения дисциплины История мировой и отечественной культуры
- Программа курса.
- Содержание лекций.
- I. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
- I.1. Введение. Понятие Культуры.
- I.2 Историческая типология культуры.
- I.3. Становление культуры.
- II.История культуры и искусства.
- II.1. Культура древнего мира (Традиционные культуры Востока)
- II.2. Арабо-исламский мир
- II.3. Античная культура
- II.4. Культура средневековья
- II.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- II.6. Культура Нового времени
- II.7. Культура постмодерна
- Модуль 2
- Древнерусская культура (IX- XVII вв.) Введение
- Структура культурного наследия
- Культура Руси второй трети XII- конца XV вв. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»
- Новые тенденции в духовной культуре
- Петровский культурный переворот
- Просвещение и просветители в России
- Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"
- Серебряный век русской культуры Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века
- Кризис самосознания интеллигенции начала хх века в культуре и художественном творчестве.
- Революция и культура. (1917-1920 годы) Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)
- Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.
- Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов
- Культура после коммунизма Слом советской ценностной основы культуры
- Заключение.
- Содержание семинаров.
- Модуль1
- 1.Становление культуры
- 1. Культура древней Месопотамии
- 6.Культура средневековой Европы
- 7.Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8.Культура Нового времени
- 9.Современная культура (модерн, постмодерн)
- Семинар 1. Исторические итоги христианизация Руси
- Г) Начало и специфика московского книгопечатания
- Самостоятельная работа
- Предлагаемые темы эссе.
- Различные типы заданий для текущего контроля
- Промежуточная аттестация
- Методические рекомендации
- Примерные вопросы для письменной итоговой работы:
- Модуль 2 Пояснительная записка
- Задания и формы аттестационной работы:
- Вопросы для дискуссии устного коллоквиума
- Вопросы для экзамена
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания студентам
- Список литературы:
- Дополнительная литература.
- 2.2.Литература дополнительная
- 3. Справочные и энциклопедические издания. Альбомы. Каталоги выставок.
- 4. Медийные носители информации
- Коллекция полезных ссылок по «Истории мировой и отечественной культуры»
- Технологическая карта
- Контрольная работа (20 баллов)
- Рабочая программа