logo
УМК (для 1-3 курсов очной формы обучения) / История мировой и отечественной культуры

II.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный.

Социально-экономические и политические факторы Возрождения: рост буржуазных отношений в городах, укрепление светской власти, изменение социальной структуры общества и возникновение буржуазии. Человек как личность, а не как часть сообщества. Установка на саморазвитие. Смена теоцентризма антропоцентризмом.

Гуманизм и Реформация. Эволюция отношения к античности в итальянском Ренессансе: "гуманизация" христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Новая модель человека: универсализм, полнота бытия, приоритет личных достоинств над происхождением, рационализм и свободомыслие, гедонизм, авантюризм, предприимчивость, титанизм. Формирование бюргерской культуры.

Реформация и ее культурное значение. Протест против пороков папства. Идеология М.Лютера: исключительная власть библии, личная связь человека с Богом. Эволюция лютеранства. Протестантизм: кальвинизм, пуританство. Протестантская этика и дух капитализма (М.Вебер). Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм : гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Формирование национальной церкви.

Литература:

  1. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2006. С. 245-263.

  2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. –М., 1996

  3. Сокольникова Н. История изобразительного искусства. –М., 2007.

  4. Верман К. История искусства всех времён и народов. СПб., 2000. Т.2

  5. Гнедич П.П. История искусств. –М., 2002.