logo
УМК (для 1-3 курсов очной формы обучения) / История мировой и отечественной культуры

Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"

Трансформация государственного просветительства в 20-30 годы в составную часть политической системы. Усиление позиций Русской православной церкви в образовании. Сословная дифференциация образовательной системы. Университетский устав 1835 года. Становление государственной цензуры. Формула "официальной народности".

Начало формирования общественной интеллектуальной среды. Индивидуализация интеллектуальных процессов. Русский интеллектуализм как социокультурное явление: особенности формирования, тип интеллектуальной деятельности. Значение книжного и журнального дела в 1820-50 годы. Истоки феномена русской интеллигенции, ее социокультурный облик. Явление литературоцентризма русской культуры, формирование "учительной роли" литературы, поляризующая и репрессивная роль литературной критики. Деятельность В.Г.Белинского и формирование нравственных черт русской интеллигенции.

Основное содержание интеллектуальных дискуссий в российском образованном обществе. "Философические письма" П.Я.Чаадаева, реакция общественной мысли. Модели истории и судьбы России у "славянофилов" и "западников". Мир "русской идеи".

Деятельность литературной критики 40-60 годов в формировании учительной роли литературы. Теоретическое оформление реализма как эстетического направления и принципа художественного творчества. Появление "натуральной школы" в русском реализме. И.С.Тургенев и жанр классического русского романа. "Обличительный" реализм. Эволюция творчества Н.В.Гоголя: от демонизма в народной жизни к "демонизации" повседневного бытия. Гоголевская"Шинель" и тема "маленького человека" в русской литературе.

Формирование русского интеллектуализма в 1830-50-е годы: особенности, формы, мир идей. Государственная и интеллигентская «русская идея». Культурный смысл интеллектуального противостояния «западников» и «славянофилов».

Перемены в мировосприятии и духовных потребностях различных слоев населения в "эпоху великих реформ". Новое содержание "духа времени". Различия в государственных и общественных запросах к просветительству, возможности и формы компромиссных решений. Реформа образования: государственная и земская школа, борьба за содержание обучения. Библиотеки, музеи, выставочная и меценатская деятельность. Особенности государственного, общественного и частного просветительства. Расширение и специфика информационно-интеллектуальной среды в 1860-70 гг. Феномен "толстого журнала" ("Современник" и "Отечественные записки"). Цензурная реформа 60-х годов. Изменение в издательском деле во второй половине XIX века. "Павленковская" массовая книга.

Н.А.Некрасов и идея народности в литературе как вариант консолидации национальной культуры. Трансформация "обличительства" в "идеологический" реализм. Н.Г.Чернышевский. Литературный идеал "новых людей". Нигилизм и социализация культурных смыслов.

Распространение элементов полицейского государства на духовную сферу в 80-90 годы. Механизмы выживания и источники саморазвития культуры в неблагоприятных политических условиях. Новый этап размышлений о судьбах и предназначении России в конце ХIХ века. Русская идея в контексте мировой истории (Н.А.Данилевский, К.П.Леонтьев, В.С.Соловьев). Усложнение интеллектуальной картины мира: кризис элементарности и монизма в объяснении общества, культуры и истории. Утверждение принципов релятивизма и противоречивости национального сознания. Начало формирования светского религиозного сознания.

Размывание доминанты гуманизма и рационализма, изменение эстетических критериев. Новое понимание соотношения национальной и мировой культуры в "пушкинской речи" Ф.М.Достоевского 1880 года. "Культурный переворот" Ф.М.Достоевского: от событий "внешней жизни" к "истории души".

Расцвет и закат классического романа в творчестве Л.Н.Толстого. Судьба "обличительства" в литературе, размывание "учительной" роли писателя, новые художественные ценности и новые герои литературных произведений. Феномен А.П.Чехова.

"Крестьянская цивилизация" в условиях реформирования общества. Проблема гармонизации традиций и новых ценностей. Изменения в быте, психологии, иерархии ценностей и способах культурного творчества крестьянства. Церковная и земская школа на селе: баланс культурного влияния.

Изменение роли православной церкви в духовной жизни общества. Обновленческие попытки внутри РПЦ и духовное диссидентство. Элементы православного протестантизма (штундизм, баптизм, евангельское христианство и др.) и проблема Реформации в России. Распространение антицерковности и безрелигиозности. Антиномии национального самочувствия: "икона и топор".

Неоконсерватизм как средство противодействия распаду национального сознания и поиск стабильности общества. Особенности проявления традиционных ценностей в культуре. К.П.Леонтьев и его эстетическая концепция. Религиозный морализм Л.Н.Толстого.

Кризис классической парадигмы в художественном творчестве в 1860-е гг. "Бунт" против академического классицизма и принципы новой демократической культуры "передвижничества". Значение деятельности "передвижников", "могучей кучки" для изменения ценностных ориентаций творчества. Эстетические взгляды И.Н.Крамского."Лицо России" в русской живописи середины XIX века. Появление меценатства, его истоки. П.М.Третьяков, его вклад в развитие русской культуры.

Кризис передвижничества в контексте смены жизненного мира людей 1880-х гг. Смена жанровых акцентов. Портрет в реалистической живописи. Формирование национальной интерпретации исторических и религиозных сюжетов (от Репина до Нестерова). Школа пейзажа (от Саврасова до Левитана). Размывание передвижнической парадигмы в живописи позднего реализма.