logo
УМК (для 1-3 курсов очной формы обучения) / История мировой и отечественной культуры

Просвещение и просветители в России

Противостояние новых и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понятие "просвещенный абсолютизм" в культурологической компаративистике. Характер европейских связей России, цивилизационное сходство и различие.

Варианты европейского светского образования в екатерининское время. Устав народных училищ 1786 г. Роль Церкви в распространении и содержании образования и просветительства. Просветительская деятельность Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. Появление периодических изданий и сатирической журналистики. Развитие книжного дела, европейские авторы в России. Н.М.Карамзин об итогах русского просветительства.

Новые сюжеты в общественной мысли и появление общественных интересов. Идеология "деятельного человеколюбия", судьба идей французской революции и масонства в русском образованном обществе. Формирование просветительства как направления общественной мысли. Соотношение понятий "просветительство", "Просвещение", просветители.

Изменения в материально-бытовой и промышленной сфере культуры, их влияние на национальную психологию и духовную жизнь. Идеал служения Отечеству. Ценность военно-имперских символов в культуре нового времени (атрибутика новой армии, система орденов и т.д.). Динамизм изменений в культуре дворянства, значимость "женского начала" в культуре XYIII в. Создание альтернативных истоков для русского Просвещения как итог "культурного переворота" начала XYIII века.

Градостроительный подъем и европеизация русского зодчества. Петербург и новая русская архитектура середины XYIII века. Барокко Б.Растрелли, его архитектурные шедевры. Самобытные и заимствованные истоки национальной школы в литературе, театральном и изобразительном искусстве. Эволюция русского портрета как художественный образ "маскарадного" XYIII века (И.Н. Никитин, И.Я.Вишняков, А.Н.Антропов).

Становление стилевого единства русской культуры на основе классической парадигмы русской культуры конца XYIII- начала XIX века. Способы освоения классического наследия европейской культурной традиции. Выделение северной столицы в качестве центра художественной культуры. Особенности русского классицизма как всеобщего стиля культуры.

Мастера и шедевры русской архитектуры и скульптуры раннего классицизма (Ч.Камерон и Д.Кваренги). Формирование школы русского классицизма: проекты В.И.Баженова, "казаковская Москва". Градостроительные идеалы и формирование облика русских столиц. Дифференциация жанров в светской живописи. Дискуссия об истоках русского живописного пейзажа и портрета. Духовные и мировоззренческие основы феномена русского женского портрета конца XYIII - начала XIX века (Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский).

Проблемы эпохи Просвещения в России в сравнении с европейскими. Становление образования как цельной системы и соотношение государственного и частного, светского и церковного образования в начале XIX века. Собирательная роль университетов. Энергетика просветительства и ускорение цивилизационных процессов в александровское время. Становление национальных идеалов и европейского самочувствия активной части нации. Дилемма "Свобода и Империя" как основа единой национальной идеи пушкинского времени.

Возможности и элементы ренессансного типа культуры в начале XIX в. Дискуссия о русском языке и повышение интереса к народной культуре в конце XYIII- начале XIX в. "Гроза двенадцатого года" в формировании национального сознания. Медиативная роль литературы национально-романтического направления. А.С.Пушкин. Противоречия ренессансного мироощущения и национальной ментальности, их художественные проявления.

Дальнейшая европеизация художественно-эстетических символов эпохи. Освоение европейских художественных школ в русской архитектуре, живописи и музыке эпохи Александра I. Реализация "ансамблевого мышления" в творчестве А.Н.Воронихина, Ж.Тома де Томона, А.Д.Захарова. Истоки и стилевые особенности русского "ампира". Шедевры К.И.Росси. Синтез архитектуры, скульптуры и интерьера в стиле "ампир". Поиск национального языка в художественной культуре 1820-30 гг. Трансформация портретной живописи, появление в живописи элементов литературной сюжетности (П.А.Федотов). Попытки найти художественное выражение "русской идеи: "Помпейский эффект" в становлении художественного стиля 1830-50-х гг. (К.П.Брюллов, А.А.Иванов, М.И.Глинка).

Две линии в русской культуре первой половины XIX в. Элитарная и народная культура, признаки разлома культурного поля. Причины невозможности ренессансного типа культуры в России.