Просвещение и просветители в России
Противостояние новых и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понятие "просвещенный абсолютизм" в культурологической компаративистике. Характер европейских связей России, цивилизационное сходство и различие.
Варианты европейского светского образования в екатерининское время. Устав народных училищ 1786 г. Роль Церкви в распространении и содержании образования и просветительства. Просветительская деятельность Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. Появление периодических изданий и сатирической журналистики. Развитие книжного дела, европейские авторы в России. Н.М.Карамзин об итогах русского просветительства.
Новые сюжеты в общественной мысли и появление общественных интересов. Идеология "деятельного человеколюбия", судьба идей французской революции и масонства в русском образованном обществе. Формирование просветительства как направления общественной мысли. Соотношение понятий "просветительство", "Просвещение", просветители.
Изменения в материально-бытовой и промышленной сфере культуры, их влияние на национальную психологию и духовную жизнь. Идеал служения Отечеству. Ценность военно-имперских символов в культуре нового времени (атрибутика новой армии, система орденов и т.д.). Динамизм изменений в культуре дворянства, значимость "женского начала" в культуре XYIII в. Создание альтернативных истоков для русского Просвещения как итог "культурного переворота" начала XYIII века.
Градостроительный подъем и европеизация русского зодчества. Петербург и новая русская архитектура середины XYIII века. Барокко Б.Растрелли, его архитектурные шедевры. Самобытные и заимствованные истоки национальной школы в литературе, театральном и изобразительном искусстве. Эволюция русского портрета как художественный образ "маскарадного" XYIII века (И.Н. Никитин, И.Я.Вишняков, А.Н.Антропов).
Становление стилевого единства русской культуры на основе классической парадигмы русской культуры конца XYIII- начала XIX века. Способы освоения классического наследия европейской культурной традиции. Выделение северной столицы в качестве центра художественной культуры. Особенности русского классицизма как всеобщего стиля культуры.
Мастера и шедевры русской архитектуры и скульптуры раннего классицизма (Ч.Камерон и Д.Кваренги). Формирование школы русского классицизма: проекты В.И.Баженова, "казаковская Москва". Градостроительные идеалы и формирование облика русских столиц. Дифференциация жанров в светской живописи. Дискуссия об истоках русского живописного пейзажа и портрета. Духовные и мировоззренческие основы феномена русского женского портрета конца XYIII - начала XIX века (Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский).
Проблемы эпохи Просвещения в России в сравнении с европейскими. Становление образования как цельной системы и соотношение государственного и частного, светского и церковного образования в начале XIX века. Собирательная роль университетов. Энергетика просветительства и ускорение цивилизационных процессов в александровское время. Становление национальных идеалов и европейского самочувствия активной части нации. Дилемма "Свобода и Империя" как основа единой национальной идеи пушкинского времени.
Возможности и элементы ренессансного типа культуры в начале XIX в. Дискуссия о русском языке и повышение интереса к народной культуре в конце XYIII- начале XIX в. "Гроза двенадцатого года" в формировании национального сознания. Медиативная роль литературы национально-романтического направления. А.С.Пушкин. Противоречия ренессансного мироощущения и национальной ментальности, их художественные проявления.
Дальнейшая европеизация художественно-эстетических символов эпохи. Освоение европейских художественных школ в русской архитектуре, живописи и музыке эпохи Александра I. Реализация "ансамблевого мышления" в творчестве А.Н.Воронихина, Ж.Тома де Томона, А.Д.Захарова. Истоки и стилевые особенности русского "ампира". Шедевры К.И.Росси. Синтез архитектуры, скульптуры и интерьера в стиле "ампир". Поиск национального языка в художественной культуре 1820-30 гг. Трансформация портретной живописи, появление в живописи элементов литературной сюжетности (П.А.Федотов). Попытки найти художественное выражение "русской идеи: "Помпейский эффект" в становлении художественного стиля 1830-50-х гг. (К.П.Брюллов, А.А.Иванов, М.И.Глинка).
Две линии в русской культуре первой половины XIX в. Элитарная и народная культура, признаки разлома культурного поля. Причины невозможности ренессансного типа культуры в России.
- Учебно-методический комплекс
- Тематический план изучения дисциплины История мировой и отечественной культуры
- Программа курса.
- Содержание лекций.
- I. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
- I.1. Введение. Понятие Культуры.
- I.2 Историческая типология культуры.
- I.3. Становление культуры.
- II.История культуры и искусства.
- II.1. Культура древнего мира (Традиционные культуры Востока)
- II.2. Арабо-исламский мир
- II.3. Античная культура
- II.4. Культура средневековья
- II.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- II.6. Культура Нового времени
- II.7. Культура постмодерна
- Модуль 2
- Древнерусская культура (IX- XVII вв.) Введение
- Структура культурного наследия
- Культура Руси второй трети XII- конца XV вв. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»
- Новые тенденции в духовной культуре
- Петровский культурный переворот
- Просвещение и просветители в России
- Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"
- Серебряный век русской культуры Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века
- Кризис самосознания интеллигенции начала хх века в культуре и художественном творчестве.
- Революция и культура. (1917-1920 годы) Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)
- Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.
- Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов
- Культура после коммунизма Слом советской ценностной основы культуры
- Заключение.
- Содержание семинаров.
- Модуль1
- 1.Становление культуры
- 1. Культура древней Месопотамии
- 6.Культура средневековой Европы
- 7.Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8.Культура Нового времени
- 9.Современная культура (модерн, постмодерн)
- Семинар 1. Исторические итоги христианизация Руси
- Г) Начало и специфика московского книгопечатания
- Самостоятельная работа
- Предлагаемые темы эссе.
- Различные типы заданий для текущего контроля
- Промежуточная аттестация
- Методические рекомендации
- Примерные вопросы для письменной итоговой работы:
- Модуль 2 Пояснительная записка
- Задания и формы аттестационной работы:
- Вопросы для дискуссии устного коллоквиума
- Вопросы для экзамена
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания студентам
- Список литературы:
- Дополнительная литература.
- 2.2.Литература дополнительная
- 3. Справочные и энциклопедические издания. Альбомы. Каталоги выставок.
- 4. Медийные носители информации
- Коллекция полезных ссылок по «Истории мировой и отечественной культуры»
- Технологическая карта
- Контрольная работа (20 баллов)
- Рабочая программа