logo
УМК (для 1-3 курсов очной формы обучения) / История мировой и отечественной культуры

II.3. Античная культура

Историческое значение античной культуры. Хронологическая (мифологический, космологический, антропологический, эйдологический периоды) и географическая характеристика. Понятийный аппарат. Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации. Теократическая культура Микен и ее падение. Греческий полис как основа государства. Рабство. Реформы Солона и Клисфена. Афины и Спарта. Частная жизнь грека как тождество коллективного и индивидуального. Связь с землей. Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теоретического подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Вопрос персогенеза в античном полисе. Самосознание и социальные ориентации гомеровской личности: человек агональный, стыд и вина как форма культурной связи человека и общества. Наука и искусство как сфера реализации творческих сил человека. Зарождение философии. Внимание к человеку – признак философии. Мудрецы. Умозрительность, новаторство. Математика, медицина, астрономия, география, физика. Система образования и воспитания. Софисты. Роль физкультуры и спорта. Олимпийские игры. Пайдейя. Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис.

Исторические особенности культуры Древнего Рима. Полисные основы римской культуры и ее связь с греческой. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: политика и право как главные достижения римской культуры, гражданственность и патриотизм. Особенности мировоззрения древнего римлянина: утилитарность, практицизм, рациональность. Мифология. Связь религии и государства. Вера как договор человека с богами. Религиозно-философские учения Рима: стоицизм, эпикуреизм. Наука в Древнем Риме. Риторика. Система образования. Золотой век литературы. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры. Скульптурный портрет. Живопись. Музыка. Театр.

Античность как динамичный тип культуры. Целостность античной культуры. Культурная парадигма античности: гуманизм, антропологизм, рационализм и эмоционально-эстетическое восприятие мира. Этика «нарушения нормы». Кризис полиса, рабовладения, разрушение аристотелевского космоса. Эллинистический мир.

Литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), 3-е издание. 1970-1977. Статья «Рим», «Греция»

  2. История Древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. – М ., 1982

Древние цивилизации. Под ред. Бонгард-Левина Г.М. – М., 1989

  1. История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча, Ростов н/Д, 2005, в электронном варианте есть в интернете на портале Адыгейского государственного университета http://arts.adygnet.ru/

  2. Культурология: учебное пособие для студентов ВУЗов, под ред. Г.В. Драча, Ростов н/Д, 2008. http://arts.adygnet.ru/