Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов
Культурный эффект "оттепели", ее социокультурное содержание. Особенности оппозиционного инакомыслия в эпоху "холодной войны" и политической "оттепели" 50-60 годов. Идеи и потенциал "отложенной литературы". Взаимодействие новых и старых имен в литературе (В.С.Гроссман, И.Г.Эренбург, В.П.Аксенов, В.Розов). Журналы "Новый мир" и "Октябрь" как отражение противоречивого "духа времени". Поэзия и авторская песня против тоталитарного мышления и тоталитарной культуры (Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий). "Идеологический негативизм" диссидентства: новые "западники" и новые "славянофилы" в споре об облике национальной культуры и судьбе России. А.И.Солженицын и "архипелаг" "лагерной литературы". Театр Ю.П.Любимова и О.П.Ефремова.
Культ научного знания, рекордов и открытий, технизация культуры. Школьная реформа 1958 года. Создание идеального героя в литературе и жизни. "Эффект Гагарина" для национального самочувствия 1960-х годов. Временность и незавершенность культурного обновления. Общественная и государственная реакция на влияние мировых культурных процессов в 1950-60 годы. Проблема оценки явления "шестидесятников".
Изменение общественной атмосферы и государственной культурной политики в 1970-80 годы. Выработка "виртуального языка" в культуре: мистификация, эвфемизм, иносказание, намек. "Бульдозерная выставка" 1974 года и альманах "Метрополь" 1978 года как формы духовного диссидентства. Особенности творческой эмиграции 70-80 годов, движение "неподписантов". А.Д.Сахаров.
Проблема места и потенциала культуры в тоталитарном обществе. Эволюция и возможности "социалистического реализма". Монументализм и юбилейная литература. "Деревенская" тема советского романа. Писатели - "деревенщики", их роль в сохранении "учительной роли" литературы (В.Д.Дудинцев, В.Г.Распутин, Ю.В.Трифонов). Деятельность Д.С.Лихачева по сохранению культурного наследия.
Массовая культура советского общества. Страх как архетип тоталитарного сознания и его социокультурная символизация. Трансформация понятия смешного и диалектика героического. Истоки культуры "андеграунда". Эффект анекдота, авторской песни. Роль культуры как фактора сопротивления тоталитаризму, изживания его. Модель "внутренней эмиграции". Участие "андеграунда" в европейском культурном процессе.
- Учебно-методический комплекс
- Тематический план изучения дисциплины История мировой и отечественной культуры
- Программа курса.
- Содержание лекций.
- I. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
- I.1. Введение. Понятие Культуры.
- I.2 Историческая типология культуры.
- I.3. Становление культуры.
- II.История культуры и искусства.
- II.1. Культура древнего мира (Традиционные культуры Востока)
- II.2. Арабо-исламский мир
- II.3. Античная культура
- II.4. Культура средневековья
- II.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- II.6. Культура Нового времени
- II.7. Культура постмодерна
- Модуль 2
- Древнерусская культура (IX- XVII вв.) Введение
- Структура культурного наследия
- Культура Руси второй трети XII- конца XV вв. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»
- Новые тенденции в духовной культуре
- Петровский культурный переворот
- Просвещение и просветители в России
- Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"
- Серебряный век русской культуры Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века
- Кризис самосознания интеллигенции начала хх века в культуре и художественном творчестве.
- Революция и культура. (1917-1920 годы) Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)
- Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.
- Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов
- Культура после коммунизма Слом советской ценностной основы культуры
- Заключение.
- Содержание семинаров.
- Модуль1
- 1.Становление культуры
- 1. Культура древней Месопотамии
- 6.Культура средневековой Европы
- 7.Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8.Культура Нового времени
- 9.Современная культура (модерн, постмодерн)
- Семинар 1. Исторические итоги христианизация Руси
- Г) Начало и специфика московского книгопечатания
- Самостоятельная работа
- Предлагаемые темы эссе.
- Различные типы заданий для текущего контроля
- Промежуточная аттестация
- Методические рекомендации
- Примерные вопросы для письменной итоговой работы:
- Модуль 2 Пояснительная записка
- Задания и формы аттестационной работы:
- Вопросы для дискуссии устного коллоквиума
- Вопросы для экзамена
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания студентам
- Список литературы:
- Дополнительная литература.
- 2.2.Литература дополнительная
- 3. Справочные и энциклопедические издания. Альбомы. Каталоги выставок.
- 4. Медийные носители информации
- Коллекция полезных ссылок по «Истории мировой и отечественной культуры»
- Технологическая карта
- Контрольная работа (20 баллов)
- Рабочая программа