logo
УМК (для 1-3 курсов очной формы обучения) / История мировой и отечественной культуры

Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов

Культурный эффект "оттепели", ее социокультурное содержание. Особенности оппозиционного инакомыслия в эпоху "холодной войны" и политической "оттепели" 50-60 годов. Идеи и потенциал "отложенной литературы". Взаимодействие новых и старых имен в литературе (В.С.Гроссман, И.Г.Эренбург, В.П.Аксенов, В.Розов). Журналы "Новый мир" и "Октябрь" как отражение противоречивого "духа времени". Поэзия и авторская песня против тоталитарного мышления и тоталитарной культуры (Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий). "Идеологический негативизм" диссидентства: новые "западники" и новые "славянофилы" в споре об облике национальной культуры и судьбе России. А.И.Солженицын и "архипелаг" "лагерной литературы". Театр Ю.П.Любимова и О.П.Ефремова.

Культ научного знания, рекордов и открытий, технизация культуры. Школьная реформа 1958 года. Создание идеального героя в литературе и жизни. "Эффект Гагарина" для национального самочувствия 1960-х годов. Временность и незавершенность культурного обновления. Общественная и государственная реакция на влияние мировых культурных процессов в 1950-60 годы. Проблема оценки явления "шестидесятников".

Изменение общественной атмосферы и государственной культурной политики в 1970-80 годы. Выработка "виртуального языка" в культуре: мистификация, эвфемизм, иносказание, намек. "Бульдозерная выставка" 1974 года и альманах "Метрополь" 1978 года как формы духовного диссидентства. Особенности творческой эмиграции 70-80 годов, движение "неподписантов". А.Д.Сахаров.

Проблема места и потенциала культуры в тоталитарном обществе. Эволюция и возможности "социалистического реализма". Монументализм и юбилейная литература. "Деревенская" тема советского романа. Писатели - "деревенщики", их роль в сохранении "учительной роли" литературы (В.Д.Дудинцев, В.Г.Распутин, Ю.В.Трифонов). Деятельность Д.С.Лихачева по сохранению культурного наследия.

Массовая культура советского общества. Страх как архетип тоталитарного сознания и его социокультурная символизация. Трансформация понятия смешного и диалектика героического. Истоки культуры "андеграунда". Эффект анекдота, авторской песни. Роль культуры как фактора сопротивления тоталитаризму, изживания его. Модель "внутренней эмиграции". Участие "андеграунда" в европейском культурном процессе.