Модуль 2 Пояснительная записка
В качестве промежуточной аттестационной работы по первой части курса Истории отечественной культуры студенты представляют самостоятельно написанную рецензию на одну из монографий или публикаций документов, рекомендованных преподавателем (см. список ниже) либо выбранных ими лично по согласованию с преподавателем. Для рецензирования предлагается список работ, актуальных с точки зрения современного состояния историко-культурных исследований (недавно изданных либо переизданных).
Целью рецензирования является знакомство студентов с передовыми научными исследованиями по истории отечественной культуры, развитие у студентов навыка взвешенной критической оценки профессиональных работ своих коллег-гуманитариев, а также проверка уровня усвоения студентами знаний (фактических, историографических, концептуальных и теоретических), полученных на лекциях и семинарах, к которым им неизбежно придется обращаться при написании рецензии.
В данном случае под рецензией понимается особый жанр письменной научной речи, основу которого составляет отзыв или критический разбор первичного текста – научной монографии, публикации документов или сборника статей. При написании рецензии в качестве промежуточной аттестации по курсу Истории отечественной культуры необходимо иметь в виду следующие задачи: а) рецензия должна информировать читателя о содержании рецензируемого текста (содержать элементы аннотации); б) студент должен сопоставить рецензируемое издание с другими работами по данной проблеме; в) в рецензии должна присутствовать аргументированная профессиональная оценка выводов, полученных автором (авторами) рецензируемого текста или качества публикации документов.
Рецензии могут быть представлены в виде небольшой критической или публицистической статьи, в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных проблем истории отечественной культуры; в виде эссе, где автор в свободной форме размышляет над первичным текстом или изданием, а также в виде развернутой аннотации, в которой раскрывается содержание произведения, особенности его структуры, археографические особенности публикации и т.п. В рецензии могут быть использованы научный, научно-популярный, учебно-научный, публистический стили речи.
Для подготовки действительно профессиональной рецензии студент должен не только внимательно прочитать книгу, на которую пишется рецензия, но и актуализировать все знания, полученные им в ходе лекций и семинаров, привлечь дополнительную справочную и профессиональную литературу.
Критерием оценки данного вида аттестации являются:
- наличие всех обязательных элементов рецензии;
- правильное изложение студентом краткого содержания рецензируемого произведения, его основных выводов;
- умелое обращение автора рецензии со знаниями, полученных из лекционного курса и семинарских занятий;
- умение дать оценку рецензируемой работе в контексте современного состояния исследований по истории отечественной культуры, определить значение и дискуссионный характер поставленной автором монографии проблемы и полученных им выводов.
(подробнее о жанре рецензии см.: Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта; Наука, 2002. С. 230-248)
Рекомендуемый список литературы для рецензирования
Американская русистика: вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Джордж П. Маджеска. Самара: Сам. ун-т, 2001.
Зимин А.А. Слово о полку Игореве. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.
Коллман, Нэнси Шилдс. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М.: Древлехранилище, 2001.
Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. М.: УРАО, 2000.
Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим. М., 1994.
Лавров А.С. Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000.
Масленицын С.И. Живопись Владимиро- Суздальской Руси. 1157- 1238 годы. - М., 1998.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1995.
Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный – факт и фактор русской культуры. 1618-1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 2001.
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница (X - начало XIX века). М., 1997.
Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюции рус. среднев. концепции (V-XVI вв.). М.: Индрик, 1998.
Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI – XVII веках. М.: Индрик, 2002.
Успенский Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. М.: Яз. рус. культуры, 2000.
Успенский Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Яз. рус. культуры, 2000.
Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени: Философско-антропологический анализ русской культуры XVII– первой трети XVIII века. М., 1999.
Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функция социально-утопических легенд). СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1999.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Юрганов А.Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. М.: РГГУ, 2006.
Примерные темы для медийной презентации:
Архаический фундамент российской культуры в свете современных исследований.
Пространство и время в традиционной российской культуре.
Восточнославянское язычество на рубеже I-II тыс. н.э.: факторы и динамика эволюции.
«Крещение Руси» как рецепция византийской культуры.
Женщина древней Руси: общекультурный потенциал гендерных исследований.
Древнерусская святость: опыт историографического прочтения.
Личность в зеркале древнерусской литературы.
Игровое начало древнерусской народной культуры.
Семиотика древнерусской иконы.
Древнерусский храм как модель мира.
Эсхатологизм древнерусской культуры.
Владимиро- Суздальская Русь второй трети XII – первой половины XIII в.: опыт культурного самоопределения.
Древнерусская культура после монгольского нашествия: варианты диверсификации.
«Богоматерь Владимирская» - палладиум «Московского царства».
«Москва- Третий Рим»: христианский символизм в архитектурно- градостроительном облике столицы конца XV- XVI вв.
«Сценарии власти» в русской культуре XVI- XVII вв.
Диалог «фольклора» и «литературы» в русской культуре XVII в.
«Книжник» как «микрокосм» древнерусской культуры.
«Декоративизм» как доминанта русской культуры XVII в.
Проблема европеизации «допетровской Руси» в современной научной литературе.
- Учебно-методический комплекс
- Тематический план изучения дисциплины История мировой и отечественной культуры
- Программа курса.
- Содержание лекций.
- I. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.
- I.1. Введение. Понятие Культуры.
- I.2 Историческая типология культуры.
- I.3. Становление культуры.
- II.История культуры и искусства.
- II.1. Культура древнего мира (Традиционные культуры Востока)
- II.2. Арабо-исламский мир
- II.3. Античная культура
- II.4. Культура средневековья
- II.5. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- II.6. Культура Нового времени
- II.7. Культура постмодерна
- Модуль 2
- Древнерусская культура (IX- XVII вв.) Введение
- Структура культурного наследия
- Культура Руси второй трети XII- конца XV вв. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»
- Новые тенденции в духовной культуре
- Петровский культурный переворот
- Просвещение и просветители в России
- Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"
- Серебряный век русской культуры Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века
- Кризис самосознания интеллигенции начала хх века в культуре и художественном творчестве.
- Революция и культура. (1917-1920 годы) Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)
- Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.
- Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов
- Культура после коммунизма Слом советской ценностной основы культуры
- Заключение.
- Содержание семинаров.
- Модуль1
- 1.Становление культуры
- 1. Культура древней Месопотамии
- 6.Культура средневековой Европы
- 7.Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8.Культура Нового времени
- 9.Современная культура (модерн, постмодерн)
- Семинар 1. Исторические итоги христианизация Руси
- Г) Начало и специфика московского книгопечатания
- Самостоятельная работа
- Предлагаемые темы эссе.
- Различные типы заданий для текущего контроля
- Промежуточная аттестация
- Методические рекомендации
- Примерные вопросы для письменной итоговой работы:
- Модуль 2 Пояснительная записка
- Задания и формы аттестационной работы:
- Вопросы для дискуссии устного коллоквиума
- Вопросы для экзамена
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания студентам
- Список литературы:
- Дополнительная литература.
- 2.2.Литература дополнительная
- 3. Справочные и энциклопедические издания. Альбомы. Каталоги выставок.
- 4. Медийные носители информации
- Коллекция полезных ссылок по «Истории мировой и отечественной культуры»
- Технологическая карта
- Контрольная работа (20 баллов)
- Рабочая программа