57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
Своеобразие пластического искусства послеаккадского периода.
Влияние на скульптуру послеаккадского периода династии Аккада.
Скульптурные портреты Гудеа, правителя Лагаша как монументальные памятники.
Два типа статуй Гудеа;
чувство материала и умение обрабатывать камень4
тенденции к передаче индивидуальных черт;
свобода и гармоничность композиции.
Рекомендуемая литература
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. История Древнего Востока. М.,1976. С. 76-77.
Лувр. Париж. Скульптура. М., 1984.
Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. Т.1. М., 1968.
Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.
58. Пантеон вавилонских богов
Рекомендуемая литература
Белявский В.А. Тайны Вавилона. М., 2001.
Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М.. 1991.
Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Очерки. М., 1983
Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1988. Т.1-2.
59. Ворота богини Иштар
Рекомендуемая литература
Белявский В.А. Тайны Вавилона. М., 2001.
Древний Восток: Всемирная галерея. СПб., 1994.
Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М.. 1991.
Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Очерки. М., 1983
Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001. С.81-83.
60. «Висячие сады» царицы Семирамиды как чудо света
61. Раскопки археологом Р. Колдевеем
62. Вавилонская башня и ее отражение в изобразительном искусстве и литературе
63. Дворец Ашшурбанипала в Ниневии
64. Мохенджо-Даро – древнейший город-государство в Индии
1. История возникновения хараппской цивилизации. Споры о причинах ее гибели. Близость ее к мессопотамской (шумерской) культуре.
2. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
1) Геометрическая правильность, строгая четкость планировки города.
2) Ориентированность магистралей по сторонам света.
3) Рационализм и простота архитектуры города Мохенджо - Даро. Отсутствие украшений.
4) Устройство домов как отражение мировоззрения, социальных идеалов и имущественного неравенства хараппцев.
5) Отсутствие дворцов и храмов в городе.
6) Наличие в Махенджо-Даро священного водоема, древнейшего культового сооружения. Омовение как ритуал.
7) Общегородская система водостоков. Высокий уровень строительной техники.
Рекомендуемая литература
История и культура древней Индии. М.,1990.
Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.,1979.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем М. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. T.I. М., 1993.
Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963.
Древняя Индия: страна чудес. М., 1997 (Энциклопедия
«Исчезнувшие цивилизации»).
Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Искусство стран Востока. М., 1986.
Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.
Косимби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.
Прокопьев О.С. Искусство Индии. М., 1964.
Сидорова B.C. Художественная культура древней Индии. М., 1972.
Сидорова B.C. Скульптура древней Индии. М., 1974.
Тюляев С.И. Искусство Индии, архитектура изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.
Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.
65. Круглая скульптура Мохенджо-Даро
Выразительность и художественные достоинства статуй из Мохенджо-Даро.
Отражение в статуях из Мохенджо-Даро индийских представлений о прекрасном.
Наличие в Мохенджо-Даро синкретических фигур и их магическое значение.
1) «Танцовщица». Национальный музей. Дели:
негроидные черты;
поза «триб-ханга» («три наклона»);
скульптура танцовщицы как прототип скульптур якшини.
2) «Мужской торс». Национальный музей. Дели:
знание анатомии;
передача внутренней жизненной силы (вираны);
многоручие;
мастерство ваяния: совершенство пластической моделировки сглаженными поверхностями.
3) «Танцор». Национальный музей. Дели:
динамизм;
упругость форм.
4) «Жрец». Национальный музей. Дели:
формирование основных черт будущей индийской скульптуры;
отражение общественного положения и этнического типа;
бесстрастное выражение лица, состояние экстатического созерцания;
влияние месопотамского искусства: орнамент из трилистника на одежде, вставленные глаза.
Рекомендуемая литература
История и культура древней Индии. М.,1990.
Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.,1979.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем М. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. T.I. М., 1993.
Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963.
Древняя Индия: страна чудес.- М., 1997 (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Искусство стран Востока. М., 1986.
Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.
Косимби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.
Прокопьев О.С. Искусство Индии. М., 1964.
Сидорова B.C. Художественная культура древней Индии. М., 1972.
Сидорова B.C. Скульптура древней Индии. М., 1974.
Тюляев С.И. Искусство Индии, архитектура изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.
Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады