Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
1. Расцвет культуры и искусства в период правления династии Великих Моголов (1526-1707 гг.).
1) Традиции исламского зодчества в архитектуре Моголов. Появление новых архитектурных сооружений - мечетей и мавзолеев. ,
2) Правление Шах Джахана (1628 - 1658 гг.) и развитие придворного искусства. Использование декоративного начала в зодчестве.
2. Тадж-Махал - типичный образец индо-мусульманской архитектуры: '' ' ''^
1) влияние могольской Индии: Хумаюна, Хан Хана и др„
2) использование канонов индуистского -храмового строительства;
35
3) история создания Тадж-Махала;
4) споры вокруг авторства мавзолея;
5) Тадж-Махал как ансамбль. План ансамбля.
3. Тадж-Махал как центрический портально-купольный тип мавзолея. Отражение в архитектурных формах сооружения человеческих качеств Мумтаз-и-Махал:
1) совершенство пропорций геометрических форм;
2) гармоничность и уравновешенность форм и очертаний мавзолея;
3) использование многолопастных фестончатых арок;
4) четкость и гармоничность куполов. Форма купола амру-ды шакль;
5) логическая завершенность всех форм сооружения.
4. Декоративное убранство мавзолея Тадж-Махал:
1) отсутствие скульптуры;
2) использование драгоценных и полудрагоценных камней в украшении мавзолея;
3) применение резьбы, гравировки и инкрустации в интерьере павильонов мавзолея Тадж-Махал;
4) использование в строительстве сооружения белого поли-" рованного мрамора;
5) применение геометрического и цветочного орнамента.
Использование символического орнамента; мотив «мирового древа» и т. д.;
6) высокий уровень декора кенотафов Тадж-Махала.
5. Связь мавзолея Тадж-Махал с окружающей природной средой (искусственной и естественной). , 1) сад мавзолея как образ «земного рая»;
'2) разбивка парка Тадж-Махала. Система чар - барх («Четыре саба»);
3) использование принципа зеркального отражения,;
6. Творческое переосмысление традиций османского зодчества в строительстве Тадж-Махала.
Рекомендуемая литература
1. Алаев Л. Б. Такой я видел Индию. - М., 1971.
•>т' : ' ' • г ''';
36
2. Антонова К. А., Богард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. - М., 1979.
3. Васильев Л, С. История Востока. В 2-х т. Т. 1. - М., 1993,
4. Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 1988.
5. Великое древо. Поэты Востока в переводах С. Северцева. -М., 1983. : '../, ...'./, . . :' . ,
6. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т. 2. Кн. 2. - М., 1961.
7. Индия в средние века. - М., 1970. ,
8. Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.
9. Колесница Солнца. Восемь тетрадей классической лирики. -М., 1991. '^ '.. \'.', .../, , , :. ,'.;. [.„
10. Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства. - М., 1966. ._ , . , , ,, , ., , ,
11. Прокопьев 6. С. Искусство Индии. - М., 1964.
12. Тюляев С. И., Леонидов А. Рассказы об индийском искусстве. - М.,1970. • ;„ .-. . , , ,
13. Тюляев С. И. Тадж-Махал// Искусство Индии. - М,, 1969.
14. Хейнц Моде. Малая история искусств. Искусство южной и юго-восточной Азии. - М., 1978.
15. Хумайон Кабир. Индийская культура. - М., 1960.
Индивидуальная работа к изучению темы
1. Могольская школа миниатюры.
2. Раджспутская миниатюра. Ее тематика и художественные особенности. ^ -,, , . . .", ^
3. Искусство набивки тканей в Индии и орнаменты Тадж Махала. . •
4. Использование традиций архитектуры Тадж-Махала в мавзолее Раби а-уд- Даурани в Аурангабаде (1679г.).
5. Минарет Кутб Минар в Дели (XIII в.).
6. Мавзолей Хумаюна в Дели (1572 г.).
7. Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (XIV - XV вв.).
8. Индия в творчестве И. И. Карамзина, В. А. Ватагина.
9. В. В. В ерещагин и архитектура Индии. ,
10. Индия и Н. К. Рерих.
11. Русский художник А. Д, Салтыков и его серия памятников архитектуры Индии.
37
12. Индия в творчестве Н. С. Самокши.
13. История великой любви. ;
14. История алмаза Кох-и-нор.
15. Можно ли считать Тадж-Махал гордостью архитектуры Индии?
16. Письмо русского путешественника о Тадж-Махале.
17. Разработать заочную экскурсию в Тадж-Махал для школьного курса «МХК».
18. Разработать игру для школьного курса «МХК» «Сокрови-ща Индии». '^ • .;....•. -
19. Составить вопроси для экспресс - опросапотеме «Тадж-Махал как величайший памятник зодчества Индии».
.• .• • ^-•'! ,••'...- ": /• ' '
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады