logo
Культура Древнего Востока

Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества

1. Расцвет культуры и искусства в период правления династии Великих Моголов (1526-1707 гг.).

1) Традиции исламского зодчества в архитектуре Моголов. Появление новых архитектурных сооружений - мечетей и мавзолеев. ,

2) Правление Шах Джахана (1628 - 1658 гг.) и развитие придворного искусства. Использование декоративного на­чала в зодчестве.

2. Тадж-Махал - типичный образец индо-мусульманской архи­тектуры: '' ' ''^

1) влияние могольской Индии: Хумаюна, Хан Хана и др„

2) использование канонов индуистского -храмового строи­тельства;

35

3) история создания Тадж-Махала;

4) споры вокруг авторства мавзолея;

5) Тадж-Махал как ансамбль. План ансамбля.

3. Тадж-Махал как центрический портально-купольный тип мавзолея. Отражение в архитектурных формах сооружения человеческих качеств Мумтаз-и-Махал:

1) совершенство пропорций геометрических форм;

2) гармоничность и уравновешенность форм и очертаний мавзолея;

3) использование многолопастных фестончатых арок;

4) четкость и гармоничность куполов. Форма купола амру-ды шакль;

5) логическая завершенность всех форм сооружения.

4. Декоративное убранство мавзолея Тадж-Махал:

1) отсутствие скульптуры;

2) использование драгоценных и полудрагоценных камней в украшении мавзолея;

3) применение резьбы, гравировки и инкрустации в интерь­ере павильонов мавзолея Тадж-Махал;

4) использование в строительстве сооружения белого поли-" рованного мрамора;

5) применение геометрического и цветочного орнамента.

Использование символического орнамента; мотив «мирово­го древа» и т. д.;

6) высокий уровень декора кенотафов Тадж-Махала.

5. Связь мавзолея Тадж-Махал с окружающей природной сре­дой (искусственной и естественной). , 1) сад мавзолея как образ «земного рая»;

'2) разбивка парка Тадж-Махала. Система чар - барх («Че­тыре саба»);

3) использование принципа зеркального отражения,;

6. Творческое переосмысление традиций османского зодчества в строительстве Тадж-Махала.

Рекомендуемая литература

1. Алаев Л. Б. Такой я видел Индию. - М., 1971.

>т' : ' ' • г ''';

36

2. Антонова К. А., Богард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. Исто­рия Индии. - М., 1979.

3. Васильев Л, С. История Востока. В 2-х т. Т. 1. - М., 1993,

4. Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 1988.

5. Великое древо. Поэты Востока в переводах С. Северцева. -М., 1983. : '../, ...'./, . . :' . ,

6. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т. 2. Кн. 2. - М., 1961.

7. Индия в средние века. - М., 1970. ,

8. Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.

9. Колесница Солнца. Восемь тетрадей классической лирики. -М., 1991. '^ '.. \'.', .../, , , :. ,'.;. [.„

10. Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства. - М., 1966. ._ , . , , ,, , ., , ,

11. Прокопьев 6. С. Искусство Индии. - М., 1964.

12. Тюляев С. И., Леонидов А. Рассказы об индийском искус­стве. - М.,1970. • ;„ .-. . , , ,

13. Тюляев С. И. Тадж-Махал// Искусство Индии. - М,, 1969.

14. Хейнц Моде. Малая история искусств. Искусство южной и юго-восточной Азии. - М., 1978.

15. Хумайон Кабир. Индийская культура. - М., 1960.

Индивидуальная работа к изучению темы

1. Могольская школа миниатюры.

2. Раджспутская миниатюра. Ее тематика и художественные особенности. ^ -,, , . . .", ^

3. Искусство набивки тканей в Индии и орнаменты Тадж Ма­хала. . •

4. Использование традиций архитектуры Тадж-Махала в мав­золее Раби а-уд- Даурани в Аурангабаде (1679г.).

5. Минарет Кутб Минар в Дели (XIII в.).

6. Мавзолей Хумаюна в Дели (1572 г.).

7. Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (XIV - XV вв.).

8. Индия в творчестве И. И. Карамзина, В. А. Ватагина.

9. В. В. В ерещагин и архитектура Индии. ,

10. Индия и Н. К. Рерих.

11. Русский художник А. Д, Салтыков и его серия памятников архитектуры Индии.

37

12. Индия в творчестве Н. С. Самокши.

13. История великой любви. ;

14. История алмаза Кох-и-нор.

15. Можно ли считать Тадж-Махал гордостью архитектуры Индии?

16. Письмо русского путешественника о Тадж-Махале.

17. Разработать заочную экскурсию в Тадж-Махал для школь­ного курса «МХК».

18. Разработать игру для школьного курса «МХК» «Сокрови-ща Индии». '^ • .;....•. -

19. Составить вопроси для экспресс - опросапотеме «Тадж-Махал как величайший памятник зодчества Индии».

.• .• • ^-•'! ,••'...- ": /• ' '