Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
I. Буддизм как мировая религия. Возникновение буддизма. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.
II. Вероучение буддизма:
1. Новый взгляд на мир и понимание пути спасения.
2. Оновные идеологемы буддизма.
3. «Четыре благородных истины».
4. Учение о карме.
5. Две разновидности буддизма: хинаяна и махаяна.
6. Социальная доктрина буддизма. Буддизм как имперская религия.
III. Разработка скульпторами приемов и правил изображения святости Будды.
IV. Образ Будды в скульптуре древней Индии кушано-гуптского периода.
1. Возникновение антропоморфного изображения Будды в скульптуре Гандхары:
1) Гандхара как художественный центр, впитавший влия-
ние традиций средиземноморской культуры;
2) ранний тип гандхарского образа Будды:
3) признаки гандхарского скульптурного образа Будды:
а) Будда как образ идеально прекрасного человека,
б) духовная значительность и достоинство;
в) состояние глубокого созерцания, отрешенность от всего земного;
г) особая пластичность и соразмерность пропорций;
д) тонкая моделировка черт лица, складок одежды. ^
4) индийские традиции в скультуре Будды гандхарской школы:
а) внутренняя сосредоточенность; '
б) своеобразие прически и одеяния индийских монахов сангхати;
в) жесты поучения. ^
5) Влияние греко-римских художественных, традиций на образ Будды:
а) одухотвореннсть;
б) постановка головы и особый тип волос.
6) Своеобразие используемого для изготовления статуй материала. 2. Антропоморфный образ Будды в скульптуре Матхуры.
1) Воссоздание Будды как земного образа проповедника:
а) обобщенность форм;
б) ощущение объема;
2) Типы стоящего и сидящего матхурского Будды и специфика их трактовки. V. Образ Будды, в скульптуре древнего Китая.
1. Распространение в Китае буддизма (период династии Хань).
2. Первый китайский патриарх буддизма Дао-ань и его вклад в развитие новой религии:
1) обоснование крупнейшего буддийского монастыря Санъяна;
2) составление каталога китайских сутр;
3) реформы в церковной сфере;
4) установление культа Будды грядущего Майтрейи.
3. «Сутра 42 статей».
4. Дальнейшая китаизация буддизма Хуэй - юанем:
1) установление культа Будды Запада Амитабы;
2) возникновение секты,китайского буддизма «Дзинту».
5. Буддизм как официальная религия в Китае во время правления У-ди и в период династий Северная Вэй и Северная Ци.
6. Статуя Будды в пещерном храме Юньган (5 век):
1) Будда как образ властелина Вселенной, несущего людям закон;
2) идея сверхчеловеческого и божественного;
3) устойчивая, полная величия поза;
4) использование лица-маски; ^
5) статичность канонической формы и ее геометрическая упрощенность.
7. Стоящий Будда. Династия Северная Вэй (5 век н.э.):
1) признаки индийского иконографического канона;
2) китайский стиль создания образа Будды.
8. Статуя Будды в пещерах Цянь Фадуна:
1) мистическая озаренность образа;
2)удлиненность пропорций;
3) своеобразие раскраски.
9. Статуя Будды Вайрочаны в пещерном монастыре Лунмэнь (провинция Хэнань) (7 век н.э.):
1) своеобразный этнический тип;
2) новые представления о человеческом достоинстве и силе;
3) спокойная мягкость лица;
4) уравновешенность позы;
5) искусство изображения складок одежды. VI. Образ Будды в скульптуре древней Японии.
1. Становление буддизма.
2. Неразработанность пантеона божеств, связанных с буддийским вероучением в ранний период.
3. Изображение канонизированных образов Будды (Буцу или Нёрай): врачевателя Якуси и основателя вероучения Шакья-муни (Сяка - Нёрай):
1) повышенная духовность образов. Аскетизм облика;
2) необычность композиции;
3) строгая канонизация поз, жестов и их связь с буддийской символикой.
4. Бронзовая триада Сяка - Нёрай в Кондо Хорюдзи.
5. Формирование многочисленного^буддийского 'пантеона и отражение его в скульптуре: ' "' " • •• ,
1) Мироку - босацу из монастырей Тюгудзи (близ Нары) и Корюдзи (близ Киото): .-
а) женственность и изящество;
б) целомудренная чистота;
2) Каннон - босацу: ' -
а) красота облика;
б) использование орнаментальных деталей;
в) статичность изображения.
3) Асура, Карура - образцы защитников буддийской веры.
4) Изображение сцены успения Будды («Нирвана Сяка Нёрай»). ' '
5) Будда - Русяна из Кондо Тодайджи как символ'могущества японской империи. ' :
VII. Образ Будды в искусстве древнего Цейлона.
1. Становление буддизма в Цейлоне.
2. Первые образы Будды в древнем Цейлоне:
"I) появление монументальных скульптур Будды;
2) проявление в Будде признаков сверхчеловека;
3) господство в скульптуре канона;
'^4) интерес к изображению типа сидящего Будды с деревом Бодхи.
3. Статуя сидящего Будды из Анурадхапура (4-5 век н.э.).
4. Становление и развитие разных типов Будды.
5. Создание в период царствования Дуттхагаманй «Великой статуи» и золотой статуи Будды.
6. Стоящая статуя Будды из Аукана:
"1) необычность типа лица;
2) отсутствие эмоций и статичность.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев В. М. Китайская культура, - М., 1978.
2. Бонгард - Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия, - М., 1980.
3. Бэшем А. Чудо,'которАЭд.бьша Индия,-М., 1977. r;i!
4. Васильев Д. С.. Культы, .религии^традиции в .Китае. - М., 1970. ,. .. ••',.-. ., ....",^ ^ .—.,• ,
5. Васильев Л. С. История религий Востока: религиозно -культурные традиции и общество. - М,, 1983. . ;., ;i.1
6. Древние цивилизации. От континента к континенту, -.М.».;:
1995.
7. Ионина Н. А. Сто великих сокровищ. - М., 2000. • '.'•л
8. История древнего мира: В 3-х кн. / Под ред. И. М. Дьякона-? ваидр.-М.,1989. , , , я.
9. Мелларт Дж. Древнейшие .цивилизации Ближнего Востока. -М., 1982. , •• . . .•, • ' . , - . , ' ... :.:.
10. Мизун Ю. В., МизунЮ. Г. Тайны богов и религий. - М., 1999. ; v 11 .Токарев С; А. Религии в истории народов мира. - М., 1976.
Глоссарий
Архат - религиозный идеал, выдвинутый хинаянским направлением в буддизме, - монах, достигший состояния «совершен- , ного знания», ответственный за преемственное сохранение живой буддийской монашеской традиции.
Ботхисатва - религиозный идеал, выдвинутый махаянским направлением в буддизме, - т. н. буддийская благородная личность, всецело посвятившая себя практике великого сострадания (махакаруна) к живым существам ради.епасения их из мира сансары - круговорота рождений.
Будда - высший религиозный статус в системе буддийского мировоззрения, принципиально исключающего существование бога творца мироздания: Будда Шакьямуни - основатель буддийской религии. Учитель.
Гуру - учитель, наставник, ответственный за формирование личности ученика в соответствии с традиционными религиоз- , но-философскими представлениями.
Дукха - страдание: в буддизме фундаментальная характеристика существования: все типы живых существ, включая небожителей, населяющих горные сферы буддийской Вселенной, подвержены причинно-следственным законам кармы, только практика, преобразования сознания в соответствий' с Учением Будды Шакьямуни ведет 'к исчерпанию кармы, к нирване - победе над страданиями.
Карма - религиозное учение о человеческой деятельности, согласно которому осознанное и последовательно осуществленное действие - благое или неблагое - неизменно приводит в качестве своего следствия к новому рождению; учение о карме развивалось в индуизме, буддизме, джайнизме.
Махакаруна - «великое сострадание», высшая добродетель, свойственная Буддийским благородным личностям в статусе бодхисатвы, особенно акцентируется в махаянском направлении буддизма; радикальное средство в практике обретения просветления; в буддийской иконографии связана с мужской символической образностью.
Махаяна - «великая колесница», направление в буддизме, сформировавшееся в процессе расширения его социальной базы и соответственно повышения роли буддистов-мирян; религиозный идеал махаяны - бодхисатва, махаяна располагает своей версией Буддийского канона, включающей целый ряд сочинений, не входящих в хинаянский канон и, по-видимому, записанных в более поздний период.
Нирвана - религиозное освобождение в системе будийского мировоззрения, победа над страданием (духкхка), достигаемая благодаря полному устранению аффектных факторов, замут-няющих сознание и провоцирующих эгоистически ориентированную деятельность (неблагую карму); достижение нирваны обрывает круговорот новых рождений (сансару).
Праджня - мудрость; в буддийском мировоззрении этот термин обозначает состояние сознания, очищенное от аффектно-эмоциональной примеси; достигается посредством созерцательной практике йоги; в иконографии связано с женской символической образностью.
Сангха - буддийская община; первоначально включала только монахов, а затем - сообщество монахов и мирян; вхождение в сангху регламентировано принятием дисциплинарных обетов, предполагающих статусы мирянина/мирянки, послушника/послушницы, монаха/монахини; обеты предполагают отказ от убийства живых существ, воровства, лжи, прелюбодеяния, использования опьяняющих субстанций.
Сансара - круговорот новых рождений, неизбежно сопряженных со страданием (духкха) и смертью, мир сансары непрерывно воспроизводит себя по причине эгоистически ориентированной деятельности живых существ.
Сутра - специальный жанр древней и раннесредневековой индийской словесности, утвердившийся в брахманистской фило-софиии и буддийской канонической литературе.
Четыре благородных истины - четыре фундаментальных положения буддийской религиозной доктрины, принимаемые всеми без исключения школами и направлениями буддизма: истина страдания («все есть страдание»), истина 1-ой причины страдания («у страдания есть причина - карма и клеши»), истина прекращения («страдание может быть прекращено в виду исчерпания причины»), истина пути («есть путь прекращения страданий»),
Хинаяна - «малая колесница», направление в буддизме, базирующееся на признании исключительной необходимости монашеской жизни для достижения религиозного освобождения (нирваны), ведущий религиозный идеал махаяны - архат.
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады